«Гибриды» в 2022 году или позже?

Сейчас сложилось довольно неоднозначное отношение к новому техническому регламенту категории WRC (она же Rally1), который должен вступить в силу с 2022 года. Общая концепция понятна – максимальное упрощение и удешевление конструкции (из-за чего многие пилоты во главе с Тьерри Нёвиллем уже успели обозвать WRC версии 2022 года «упражнением» на тему R5+) плюс применение гибридной силовой установки (двигатель внутреннего сгорания плюс электромоторы). Ожидается, что упрощенная конструкция подвески, трансмиссии, тормозов и аэродинамического пакета позволит снизить стоимость автомобилей Rally1 где-то на 30% по сравнению с нынешними WRC. При этом общие рабочие характеристики (мощность плюс крутящий момент) останутся примерно на прежнем уровне – то есть техника Rally1 по-прежнему будет находиться на ступень выше автомобилей класса Rally2 (он же R5). Однако окончательной версии технического регламента Rally1 еще нет – что не радует руководителей заводских команд, которые требуют срочно решить этот вопрос.

Пока нет утвержденного в FIA нового технического регламента, остается лишь задавать вопросы и ждать, что ответы на них будут получены уже в ближайшее время. Одним из самых первых выскакивает такой вопрос – каким окажется объем работ при разработке и постройке новой раллийной техники? Версия «Взять шасси WRC и установить на нем модернизированные трансмиссию, подвеску, тормоза от R5» слишком далека от реальности – даже усиленная «начинка» от R5 может не пережить «брака» с двигателем WRC… Не зря Эсапекка Лаппи, у которого солидный опыт выступлений на технике R5 и WRC, цветисто нарисовал картину, как у подобной конструкции будут отлетать колеса на полной скорости… Не забываем, что техника R5 обычно выдает 280-290 л.с. и 420-440 Нм – против 380 л.с. у современных WRC (чьи «паспортные» 450 Нм крутящего момента, честно говоря, выглядят совсем неправдоподобно). То есть шасси такого условного R5+ с двигателем WRC будут испытывать совершенно другие нагрузки и работать на иных скоростях, чем на традиционных R5.

И не стоит забывать, что новые автомобили Rally1 являются гибридами – то есть конструкторам придется решать также задачу совмещения традиционного двигателя внутреннего сгорания и системы электромоторов (не говоря уж об установке соответствующей аккумуляторной батареи). Вывод напрашивается сам собой – всем командам придется практически с нуля проектировать и разрабатывать принципиально новую машину, в которой почти без изменений останутся разве только кузов и двигатель (да и то 1,6-литровый 380-сильный турбомотор придется адаптировать и перепрограммировать под совершенно другие условия работы). Таким образом, учитывая стоимость и объемы всех работ (проектирование, создание ходовых прототипов, огромное количество тестов), сразу возникает подозрение, что новая техника класса Rally1 вряд ли окажется намного дешевле нынешних WRC – по крайней мере, на стадии разработки и создания первых экземпляров. Возможно, немалую часть экономии на «упрощении» конструкции съест стоимость гибридных силовых установок…

Итак, чтобы создать принципиально новую конструкцию раллийного автомобиля высшей категории, всем командам понадобятся два самых ценных ресурса – деньги и время. Вот с ними и начинаются проблемы… Во-первых, из-за пандемии коронавируса приостановлена деятельность почти всех команд – например, на M-Sport почти 80% персонала отправлены в отпуск. То есть когда все эти проекты будут воплощены в металле и когда начнутся полноценные испытания – неизвестно. Нынешнего запаса времени (чуть больше полутора лет) может просто не хватить на весь тот объем работ… Во-вторых, уже начинаются серьезные экономические проблемы у всех автопроизводителей, которые сразу отразятся на их больших спортивных программах. Не зря шеф Hyundai Motorsport Андреа Адамо без всяких иносказаний сказал – в 2021 году ситуация с финансами будет намного хуже, поэтому следует готовиться к режиму тотальной экономии. Возможно, в таких условиях FIA стоило бы поставить на обсуждение вопрос – необходимо ли принимать новый технический регламент уже в 2022 году или все же перенести этот процесс на 2023/2024 год? Можно было бы еще «заморозить» на пару лет нынешние WRC в спецификации 2020 года – как раз с целью снижения текущих расходов команд…

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото M-Sport, autocar.co.uk, speedhunters.com (Vladimir Ljadov)

09-04-2020 9688
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца