2010: рывок вверх

Спортивный сезон 2010 года окончательно утвердил команду “красных” в имени Mentos Ascania Racing – поклонники как всегда следили за выступлениями Александра Салюка и Валерия Горбаня, а еще к двум основным экипажам команды примкнул Алексей Кикирешко. Год, который начался с головокружительного прыжка Салюка на трамплине на этапе Чемпионата мира в Турции, завершился небывалой борьбой между Салюком и Горбанем за титул абсолютного чемпиона страны – два сокомандника сражались до последнего километра боевой дистанции. 


Сезон 2010 года стал для Mentos Ascania Racing вызовом сразу в нескольких сферах – команда предложила на рассмотрение раллийного комитета несколько изменений в раллийном регламенте, наладила работу со СМИ. Но главным достижением минувшего года стало, конечно же, спортивное подтверждение лидерской позиции команды Mentos Ascania Racing. Два киевских экипажа заняли две высшие ступени подиума в абсолютном зачете, Александр Салюк стал лидером среди пилотов, Евгений Леонов – лучшим штурманом 2010 года. А серебряные награды достались Валерию Горбаню (первые пилоты) и Павлу Черепину (вторые пилоты). Валерий Горбань и Евгений Леонов стали обладателями Кубка Украины по ралли, а в командном зачете наши в седьмой раз подтвердили титул лучшего спортивного коллектива Украины. 

Кроме родного чемпионата экипажи команды Mentos Ascania Racing в 2010 году проехали этап Чемпионата мира в Турции и три прибалтийские гонки. Прибалтика, в частности, стала своеобразным “лакмусом” скоростной подготовки украинцев, и, несмотря на то, что первыми результатами наши гонщики довольны не были, эти выезды дали экипажам толчок в развитии. 



Турецкий полет 

Старт команды на этапе Чемпионата мира в Турции отметился двумя важными событиями. Одним из них стало чрезмерно требовательное отношение техкома к автомобилю Валерия Горбаня – владельцу команды пришлось отказаться от участия в мировом зачете и проехать эту гонку только во внутреннем турецком чемпионате, поскольку его Mitsubishi Lancer не был допущен к старту. Технические комиссары посчитали серьезным нарушением тот факт, что машина, построенная в ателье Gatmo как Evo VIII, впоследствии была перестроена в Evo IX. Евгений Леонов, Александр Салюк и Валерий Горбань“Мне трудно понять, почему одна и та же машина без проблем проходит техком на этапе WRC в Польше в 2009 году, и не проходит его в Турции. Причем глава техкома – один и тот же человек. Единственное объяснение, которое я нахожу – после подиума в Польше к нам стали относиться по-другому. Стали уважать, возможно, побаиваться, стали присматриваться внимательнее; и, как только нашлась формальная зацепка, нас тут же решили исключить из числа конкурентов”, – прокомментировал этот факт Валерий Горбань. 



Тем не менее, в Турции команда Mentos Ascania Racing завоевала пристальный интерес раллийных фанатов. Александр Салюк (в этот раз стартовал с Алексеем Мочановым) совершил головокружительный прыжок – более 50-ти метров в длину! Видео с этим эпизодом заработало более миллиона просмотров в сети Youtube, а наш спортсмен удостоился негласного титула Flying Star (Летающая Звезда). Салюк с Мочановым стали единственным экипажем на автомобиле класса N4, который попал в promo ролик официальной компьютерной игры FIA WRC. 



2010_history_02“В этом “полете” много факторов сложились в один результат. Во-первых, я ехал с не профессиональным штурманом, – рассказал Салюк. – Во-вторых, это был мой первый этап Чемпионата Мира, и там было сложнейшее ознакомление, мы не успевали, выбивались из графика, сильно уставали, многое не получалось, было много ошибок. Трамплин – это ошибка в записи стенограммы. Возможно, более опытный штурман подсказал бы, что в этом месте стоило бы сброситься километров на 15 в час. Да и мне стоило рассчитывать скорость более тщательно. Благодаря этому прыжку мы побили многие рекорды и даже попали в заставку компьютерной игры FIA. И я горд за Украину!”. 



Холодный прибалтийский душ 

Вдохновленная турецким стартом, команда уделила много внимания заграничным стартам. Троекратный выезд на этапы Северно-Европейского Чемпионата по ралли NEZ стал для команды одновременно и стрессом, и опытом, и учебным полигоном. Прибалтика заслуженно считается одной из самых лучших раллийных “школ” – очень быстрые трассы, очень быстрые конкуренты, принципиально иные требования к управлению автомобилем. Потому выбор Прибалтики в качестве боевой тренировки был очевиден – лучшего в ближайшем зарубежье не сыскать. Ралли “Курземе”, Ралли “Латвия” и Ралли “Сааремаа” – каждая из этих гонок поставила перед экипажами разные задачи. Первая дебютная гонка, Ралли “Курземе”, буквально повергла наших спортсменов в шок: им пришлось столкнуться с высоким уровнем местных пилотов, которые выросли на домашних трассах, и потому на первый взгляд казались недостижимыми. Но уже следующий выезд, Ралли “Латвия”, принес подиум Александру Салюку в классе N4, а Ралли “Сааремаа” помогла поставить результативную точку в выездах команды. 



“Трассы, на которых мы стартовали, оказались местами очень похожи, а местами существенно отличались от всего, что мы привыкли видеть в нашем чемпионате, – рассказывает Валерий Горбань. – Первые две гонки показали, что мы слишком привыкли к украинской специфике. Мы достигли хорошего опыта на дорогах с плохим качеством покрытия, но на хороших быстрых трассах необходимо дотягиваться до существующего там уровня конкуренции и менять принципы управления автомобилем”. 



До последнего километра 

И все-таки главной целью 2010 года для пилотов команды Mentos Ascania Racing стал родной Чемпионат Украины по ралли. Мы стартовали во всех этапах украинского первенства, кубковых гонках и выиграли обе национальные раллийные серии страны. Команде Mentos Ascania Racing принадлежит авторство главной интриги года. До самого финального этапа было неизвестно, кто же станет чемпионом – Валерий Горбань или Александр Салюк? 



2010_history_04В основе этой напряженной ситуации лежала новая система начисления очков, которую ввел раллийный комитет накануне старта сезона. Оказалось, Александру Салюку, который объективно стартовал в этом сезоне в статусе сильнейшего гонщика Украины, пришлось сражаться за каждый заработанный балл. Ведь в спину ему дышал Валерий Горбань, который значительно поднял свой скоростной уровень и стал опасным конкурентом своему коллеге по команде. “Конечно, я понимаю, что при прочих равных Саша пока что быстрее меня. И отправляясь на гонку, я не настраиваюсь на борьбу “колесо-в-колесо”. Пока что между нами нет сражения за доли секунды – я осознаю это и не испытываю иллюзий. Но, в то же время я знаю, что если Саша допустит какую-либо ошибку, или столкнется с техническими проблемами, я буду рядом. Я постараюсь держаться на расстоянии атаки и не дам ему спокойной жизни. И если он ошибется, я буду наготове и воспользуюсь этим”, – отметил в интервью Валерий Горбань. Владелец команды никогда не скрывал, что нацелен догнать и перегнать своего коллегу по команде, и именно в этом году его шансы приблизиться к заветной цели стали как никогда ранее реальны. 



Интрига между двумя лидерами завязалась в Херсоне – на этой гонке штурманом Александра Салюка впервые стал Павел Черепин, и экипаж допустил ошибку и сошел с дистанции. В дальнейшем весь сезон ребята посвятили тому, чтобы добиться того взаимопонимания и скатанности, которые отличают профессиональный раллийный экипаж. 



2010_history_05Год выдался сложным – раз за разом соперники шли близко друг ко другу, вмешивались технические сложности и различные факторы случайности, и в итоге однокомандники сошлись на финальном этапе в Ялте. Ялтинская гонка, известная своим коварным характером и безжалостным отношением к технике, не обошлась без воли спортивного случая. В первый день вышло из строя сцепление у лидирующего Александра Салюка, и он сошел с трассы… Но старт по системе SupeRally дал ему второй шанс. Каким стремительным был второй день гонки! Салюк прорвался из самого хвоста пелотона в зачетную очковую зону, Валерий Горбань продемонстрировал упорное сопротивление и быстрый темп. Но : допустил досадную ошибку и потерял заработанное преимущество! Александр Салюк опередил своего конкурента всего лишь на два зачетных очка и стал абсолютным чемпионом страны, а Валерий Горбань завоевал первую в своей карьере серебряную награду. Все эти события сделали Prime Yalta Rally самой напряженной гонкой года. 



2010_history_06“Самое парадоксальное в этом сезоне то, что я без проблем выигрывал все гонки, но практически до самого последнего километра финального СУ в Ялте не было решено – стану ли я чемпионом. Это было интересным, интригующим, потому что надо было применить все умения, мудрость и знания, чтобы заработать те решительные пару очков, и вырвать звание у Валерия Горбаня”, – говорит Александр Салюк. 



Остановившись в шаге от победы в национальном чемпионате, Валерий Горбань все-таки заработал в 2010 году утешительный приз, которым стало чемпионство в Кубке Украины по ралли. Ралли “Алушта” выдалось для экипажа Валерия Горбаня и Евгения Леонова крайне тяжелым: на предпоследнем спецучастке в автомобиле отказали тормоза, а на старте финального проезда… вышла из строя коробка передач! Автомобиль, который верой и правдой служил экипажу всю гонку, вдруг превратился из верного союзника в серьезную проблему. Валерий Горбань: “На сервисе выяснили, что поврежден тормозной шланг – такое бывает, когда в него попадает камень. Еще повезло, что тот спецучасток шел вверх, потому что спуститься вниз при такой поломке было бы гораздо сложнее! На финише спецучастка коробка передач еще работала нормально, но стоило нам стартовать на последний проезд… Как она буквально в секунду отказала! С этого момента я уже думал только об одном: лишь бы дотянуть до финиша. После всех спецучастков на обслуживание машины было отведено 15 минут: за это время коробку не поменять, потому машина должна была выдержать еще 8 километров доезда до последнего пункта контроля, на набережной Алушты. Таких напряженных восьми километров у меня еще не было!”. 



Для профи и для фанатов 

В минувшем сезоне команда представила раллийному комитету ФАУ несколько рациональных нововведений, которые изменили к лучшему правила игры в чемпионате. Валерий Горбань предложил однодневный формат соревнований с движением по спецучасткам только в одном направлении, без обратных проездов. Этот подход был опробован на “Чумацком Шляхе” в Херсоне и “Александров Ралли” в Киеве. “Это более динамичный формат, который придает соревнованию тонус, гонщики не задерживаются на долгие ожидания, которые возникают, когда ралли проходит в двух направлениях”, – отметил Горбань. Для “Александров Ралли” командой была кроме этого подготовлена часть трассы под Киевом – этап получил один из самых протяженных в Украине спецучастков длиной 28 км. 



2010_history_07Поворотным моментом для украинского чемпионата стало введение в регламент украинского ралли моношины марки Pirelli для полноприводного класса N4, также инициированное командой. Mentos Ascania Racing обеспечила также мобильный шиномонтаж на каждом этапе. Кроме этого команда впервые представила в Украине специальные покрышки Pirelli для внедорожного спорта — экипаж Валерия Горбаня и Евгения Леонова попробовал свои силы в Кубке Украины по ралли-рейдам. 



А под конец сезона 2010, когда формировался регламент грядущего года, наши специалисты предложили ввести в классификацию доступных для Украины классов новую категорию – N4 стандарт. Эта категория является “мягким стартом” для классической группы N: фактически серийный автомобиль оборудуется лишь всеми необходимыми средствами безопасности, и он готов к старту. Команда предложила начинающим украинским раллистам полноценную программу подготовки, обслуживания и аренды этих автомобилей бюджетного класса. 



Наряду со спортивными нововведениями, команда наладила работу с профильными и общетематическими СМИ. Командой была создана практика адресной рассылки пресс-релизов, интервью, официальных протоколов, фотографий полиграфического качества, а также видео-сюжетов для ТВ-каналов. Благодаря этому информация об украинском ралли появилась в средствах массовой информации широкого профиля, деловых изданиях, новостных лентах информагентств, в новостных блоках популярных телеканалов и в фотобанках. 



2010 год оказался для команды Mentos Ascania Racing калейдоскопом переживаний: мы ставили себе цели и добивались их, работали над своим спортивным уровнем и старались сделать украинский раллийный чемпионат более прогрессивным и передовым. Мы выезжали за границу и оставались верными национальному ралли, мы вошли в ежегодник британского раллийного журналиста-аналитика Мартина Холмса и радовали своих болельщиков высококлассной ездой. У команды, случалось, ломалась техника и возникали различные форс-мажоры, но никогда не подводил боевой настрой. 



ФАКТЫ 2010 

Плюсы: 

. Горячая дуэль между Валерием Горбанем и Александром Салюком продолжалась до последнего боевого километра 

. Головокружительный полет Александра Салюка на этапе ЧМ в Турции привлек к команде мировое внимание

. Команда приняла участие в организации этапа ЧУ Александров Ралли и инициировала введение моношины в регламент раллийного чемпионата

. Команда стала главным поставщиком новостей об авторалли для украинского ТВ и других СМИ



Минусы: 

. Сложная система начисления очков в командном зачете принесла спорную ситуацию в борьбе команд

. Валерий Горбань так и не поднялся на первую ступень абсолютного зачета

03-10-2017 1461
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца