Жан Тодт: идеальный менеджер

Президентом ФИА Жан Тодт стал в конце октября 2009 года. Во время его короткого правления уже произошли важные изменения в мировом автоспорте. Некоторые из них были спорными, некоторые – откровенно нравились. Но главное начинание, которое сейчас помогает Жану, сделал Макс Мосли – именно эта часто критикуемая личность сделала первый шаг навстречу удешевлению автоспорта. В Формулу-1 пришли новые команды, ну а в чемпионат мира по ралли стал не только дешевле для Citroen и Ford (да, в конце нулевых годов борьба велась лишь между двумя этими командами), но и привлекла к этому спорту другие бренды. Уже заметны успехи Mini, ну а о силе Volkswagen стоит только догадываться – время покажет.

Тодт с успехом продолжил дело Мосли – чемпионат мира по ралли сильно отличается от того, что было пару лет назад. Наконец, он вернулся в прямой эфир. Именно при Тодте, который в своих предвыборных речах постоянно настаивал на этом вопросе, в чемпионате появился Power stage, ну а в последствии (при активном участии инвесторов) появились расширенные прямые трансляции в интернете. И тут только на руку играет тот факт, что Тодт был не только самым успешным спортивным директором формулической команды Феррари, но и достиг больших успехов в ралли – теперь он обладает идеальным балансом знаний, чтобы осуществить задуманное во всех сферах.

Жан Тодт родился 25 февраля 1946 в еврейской семье, которую в конце войны переселили из Польши во Францию. Сам этот факт трепещущий – все прекрасно понимают, что могло произойти с этой семьей. Миру повезло, что с ними ничего не случилось и вскоре на свет появился наш герой. Он безумно любил гонки в детстве, но кроме этого он поступил в бизнес-школу. Вскоре Жан вышел на более осознанный автогоночный путь, решив стать штурманом. Первый свой боевой опыт он получил в 1966 году, когда выступил в роли штурмана Ги Кассея. Уже тогда он закоремендовал себя очень умным пилотом, который отличался точными расчетами и хорошими стратегическими навыками. Безусловно, эти навыки помогало развивать отнюдь не спортивное образование.

Он был штурманом многих гонщиков. Среди них были Жан-Пьерр Николя и Тимо Мякинен, ну а самого большого успеха он добился с Ги Фрекеленом. С ним Жан стал вице-чемпионом мира в 1981 году, уступив лишь Ари Ватанену. В том же году он продемонстрировал и другое свое качество. Тодт постепенно втягивался в управленческую систему команды Peugeot, а также построил хорошие отношение с международной федерацией.

Это качества не могли не заметить в PSA Peugeot Citroen, которые в конце 1981 года попросили Жана создать спортивное подразделение компании – оно стало называться Peugeot Talbot Sport.  Совсем скоро все поняли, что сделали правильный выбор, поскольку в 80-х Peugeot стало обладателем многих титулов самой высокой категории.

Первый успех команда отпраздновала через пару лет после своего создания – была выпущена лучшая машина своей эпохи. Тодт стал идейным вдохновителем легендарного Peugeot 205 Turbo 16 – на этой машине группы B (би) Тимо Салонен и Юха Канккунен становились чемпионами в 1985 и 1986 году соответственно. К сожалению, машины этого класса были слишком опасными (раллийный мир пережил много трагедий) и с 1987 году федерация ввела запрет на их участие в чемпионате.

Но на этом жизнь Peugeot 205 Turbo 16 не закончилась – под руководством Тодта эту машину переделали под “Дакар”. Удивительно, но после двух титулов подряд в ралли, команда Peugeot четыре раза подряд выиграла знаменитый ралли-рейд. Главным помощником Тодта стал Ари Ватанен, который выиграл в трех случаях. Правда, в 1989 году он победил в “Дакар” по воле жребия: в гонке лидировали напарники по Peugeot Ватанен и Жаки Икс – чтобы избежать неприятностей, которые могли произойти из-за борьбы внутри команды, Тодт подбросил монетку и предопределил чемпиона. Ну а четвертый титул для Тодта завоевал все тот же Юха Канккунен.

После полного успеха в ралли-рейдах концерн принял решение снять Peugeot и попробовать свои силы с Citroen, но у Тодта дел не поубавилось – он шагнув в серию Ле-Ман, где вновь завоевал все, что только можно: в 1992 году Peugeot 905 стал победителем главной 24-часовой гонки на выживание, а через год команда сделала хет-трик.

Жан Тодт очень любил ралли – это была его жизнь, но отказываться от приглашения в Формулу-1 он просто не имел права, ведь она всегда была вершиной автоспорта. Тем более, что приглашение он получил не от кого-нибудь, а от Феррари. Первые годы в королевском классе были очень трудными, но постепенно Жан сумел собрать вокруг себя чемпионскую команду, которая в начале нулевых годов нового века не знала себе равных.

Но именно в эту эпоху мир по-настоящему узнал стиль работы Тодта. Он мог поставить все на карту, чтобы добиться результата – в Феррари он делал много спорных решений, но все они дали результат, который еще долго не покорится остальным.

Карьеру в Феррари он закончил в статусе главного исполнительного директора всей компании. После такой должности была лишь одна вершина, которая ему еще не покорилась – ФИА. Членом международной федерации он стал в апреле 2009 года, когда начал активно работать над безопасностью не только в автоспорте, но и на дорогах общего пользования. Это был новый для него опыт, который был одним из его козырей на выборах президента ФИА в конце года. Его соперником стал Ари Ватанен, с которым он добился больших спортивных успехов, но в тот момент они были соперниками. Жан считался фаворитом на выборах, поскольку выступал в роли преемника Макса Мосли – у него были свежие идеи, но по сути это было продолжение начатого. Посмотрим, к чему это все приведет.

В материале использованы фото m5board.com и motorsportal.hu

 

03-10-2017 1352
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца