После того, как в 2013 году компания Ford Motor Co «закрыла» свою официальную заводскую программу, британская конюшня M-Sport уже третий сезон подряд умудряется выкручиваться, собирая бюджет по принципу «С миру по нитке – голому рубашка». Кстати, слово «закрыла» не случайно взято в кавычки – по большому счету, головная компания прекратила полное финансирование своей заводской команды, но в техническом и организационно-бюрократическом плане по-прежнему оказывает всестороннюю поддержку.
Одним из самых важных источников финансирования M-Sport WRT остается мощная клиентская программа – минимум три четверти частников ездят на Ford Fiesta RS WRC, к этому можно приплюсовать сумасшедшие объемы производства и обслуживания Ford Fiesta R5 (133 автомобиля за неполные два с половиной года). Но даже при таких масштабах деятельности средств хватает, что называется, в обрез – команде очень непросто переманить к себе пилота уровня Тьерри Нёвилля (Hyundai Motorsport) или Андреаса Миккельсена (VW Motorsport), имеющих гарантированную и максимальную поддержку в своих нынешних командах.
Основным козырем M-Sport WRT уже третий год подряд является не скорость, а максимальная стабильность – достаточно вспомнить, как в 2013 году Тьерри Нёвилль стал вице-чемпионом мира, не выиграв ни одной гонки, но при этом семь раз финишировал на подиуме. Нечто подобное удалось повторить и в 2014 году, когда Микко Хирвонен завершил сезон четвертым (три подиума) – впереди были лишь экипажи VW Motorsport, а M-Sport WRT стал третьим в Кубке производителей, уступив лишь два очка Citroen Racing (208 против 210).
Сейчас же британцы довольно чувствительно «просели» – стабильный и аккуратный Хирвонен завершил свою большую раллийную карьеру, а пришедший на его место эстонец Отт Тянак так и не сумел заменить финна. Отт оказался весьма быстрым, причем даже выиграл больше допов, чем Микко год назад (11 против 7). Но количество гонок, которые эстонцу удавалось аккуратно и уверенно завершить в Топ-5, можно пересчитать по пальцам одной руки – лишь четыре за весь сезон… Достаточно сравнить количество очков – Хирвонен в 2014 году набрал 126, а Тянак в 2015 году взял ровно в два раза меньше, лишь 63.
Теоретически, такой провал Тянака можно списать на то, что M-Sport сильно ослабел по сравнению со своими соперниками и топтался на месте, пока VW, Hyundai и Citroen ушли вперед. Но есть посмотреть на результаты его напарника, валлийца Элфина Эванса, то этот аргумент начинает выглядеть очень и очень «притянутым за уши». Цифры говорят сами за себе – Элфин завершил сезон с двумя подиумами и 89 очками (год назад у него было 81 очко). В командном зачете M-Sport WRT езко ухудшил свои показатели – при одинаковом количетве подиумов (по три в 2014 и 2015 годах) британцам удалось набрать только 181 очко (минус 27 очков).
Не удивительно, что при таком раскладе Малкольм Уилсон довольно легко отпустил Отта Тянака в DMACK WRT (тем более, новая команда все равно будет фактически филиалом M-Sport). Выбор в пользу Элфина почти наверняка был продиктован как минимум двумя факторами – стабильность плюс его национальная принадлежность. Как ни крути, но M-Sport сейчас позарез нужен достаточно успешный британский пилот, которого можно было как-то продвигать в WRC (особенно после явной неудачи с Мэттом Уилсоном, которого буквально за уши тянули в рамках амбициозной программы «Британский чемпион мира – за пять лет!»).
В принципе, если M-Sport WRT удастся решить все вопросы с бюджетом на следующий год, обеспечить полноценный сезон и получить норвежца Мадса Остберга, то можно ждать неплохого рывка в следующем году. Уж стабильность Мадса уже давно стала чуть ли не легендарной – даже в самом неважном состоянии он обычно финиширует в Топ-10. Достаточно взять последние четыре сезона – в 2012-2015 годах Мадс Остберг стартовал на 49 этапах WRC и 44 раза финишировал в очках (плюс 1 победа и 11 подиумов)!
© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото M-Sport
Invalid API Key