Toyota и WRC: сплошные вопросы

Бесспорно, возвращение в мировое ралли крупного игрока вроде Toyota, успевшего прославить себя такими известными раллийными автомобилями, как различные версии Toyota Celica (от Twincam Turbo до Celica GT-Four ST205) и Toyota Corolla WRC – огромный плюс для чемпионата мира. Но многих наверняка удивил очень замысловатый путь возвращения японской марки в WRC – еще полгода назад, после официального заявления головной компании Toyota Motor Corporation, все представлялось совершенно иначе…

Казалось, японцы пойдут проверенным путем, уже приносившим им успех ранее – еще в те времена, когда в Кёльне базировалась спортивное отделение Toyota Team Europe (TTE), успешно занимавшееся подготовкой как раллийной, так и кольцевой гоночной техники (достаточно вспомнить прототип Toyota GT-One для «24 часов Ле-Мана»). Тем более, сейчас вместо TTE прекрасно функционирует Toyota Motorsport GmbH (TMG), успевшая дать жизнь таким проектам, как кольцевые прототипы TS030 Hybrid и TS040 Hybrid…

Не удивительно, что самой логичной представлялась следующая схема – в рамках TMG будет расширено раллийное отделение (занимавшееся до того проектами Yaris R1 и GT86 CS R3), которое и станет базой для будущей заводской команды WRC. И вроде бы все действия тойотовцев подтверждали подобную версию – уже второй год на различных тестах обкатывается прототип Yaris WRC, стартовала молодежная программа, в рамках которой были подписаны контракты с финном Теему Суниненом и французом Эриком Камийи.

Но в начале июля в одночасье все встало с ног на голову – было объявлено, что раллийная программа будет доверена команде Toyota GAZOO Racing, а ее руководителем назначен знаменитый финн Томми Мякинен, четырехкратный чемпион мира по ралли (1996-1999). Более того, заводская раллийная команда будет создана на основе компании Tommi Mäkinen Racing (TMR), до последнего времени занимавшейся подготовкой и обслуживанием Subaru Impreza WRX STI классов N4/R4. Довольно неожиданно, правда?

Дальше – больше. Предполагается, что Toyota GAZOO Racing (она же TMR) будет базироваться в Финляндии – скорее всего, в городе Ювяскюля, уже много лет принимающем у себя финский этап WRC. То есть Toyota Motorsport GmbH как бы остается в стороне, ее основная задача – сотрудничество с Toyota GAZOO Racing в таких областях, как аэродинамические исследования, разработка и подготовка двигателей плюс решение вопросов омологации. Постройкой шасси со всей прочей «начинкой» же займется Tommi Mäkinen Racing.

Рождается множество вопросов. Первый – почему Toyota GAZOO Racing решила базироваться в Финляндии? Как правило, абсолютное большинство заводских и фирменных команд (причем во многих автоспортивных дисциплинах) базируются именно в Центральной и Западной Европе – Великобритания, Франция, Германия, Италия… И это объясняется не только многолетними традициями, но организационными соображениями – именно в этом регионе сосредоточена львиная доля исследовательских и промышленных центров. Плюс транспортная логистика намного удобнее.

Второй вопрос – как будет работать «связка» Toyota Motorsport GmbH и Toyota GAZOO Racing, когда отдельно строятся шасси и двигатели? И не стоит забывать, что у Tommi Mäkinen Racing просто нет опыта проектирования и постройки шасси WRC с нуля – «вольные упражнения» на тему прототипа Toyota GT86 с полным приводом и турбомотором не в счет (все-таки это был штучный экземпляр, без каких-либо жестких нормативных ограничений). Фактически, это была импровизация на тему «А что, если…?»

Честно говоря, вся эта схема больше всего напоминает модель недавних взаимоотношений между BMW Motorsport и Prodrive во времена их «сотрудничества» над проектом Mini JCW WRC. Немецкая сторона тогда четко решила два вопроса (международной омологации и поставки гоночных двигателей), после чего умыла руки – мол, всем остальным (поиски бюджета, спонсоров, реализация спортивной программы, кадровые вопросы) пусть занимаются британцы. Вряд ли стоит напоминать, чем это все закончилось…

Такое впечатление, что Toyota Motor Corporation не очень-то стремится напрямую выходить в раллийный чемпионат мира, а старается выдвинуть на первый план довольно-таки авантюрный проект Томми Мякинена. Напоминает «подстраховку» на все случаи жизни. Если все получится – чему тут удивляться, это же Toyota. с ее многолетними традициями в ралли! Если же возникнут проблемы и не будет достойной отдачи, то всегда можно «отпереться» и сослаться на то, что это полузаводской проект, а не полноценная программа TMG.

Самая интересная ситуация сложилась с пилотами. С одной стороны, есть участники молодежной программы Toyota Motorsport GmbH – Теему Сунинен и Эрик Камийи. Но, как сообщил Тимо Йоухки, менеджер Сунинена, у финна контракт заключен строго с TMG – то есть Теему официально считается пилотом TMG и участвует в тестах Yaris WRC, но не имеет никакого отношения к Toyota GAZOO Racing – юридически это совсем другая команда! С другой стороны, Мякинен с Toyota GAZOO Racing параллельно запустили свою молодежную программу – с участием японцев Хироки Араи и Катамото Кацутой… Вопросов множество!

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото Renaud Tambour, joelstrick.wordpress.com, Rallye Magazin, carsguide.com.au

04-10-2017 487
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца