История одного гонщика. Дидье Ориоль

За короткую историю WRC лишь четыре страны вырастили больше одного чемпиона мира. Конечно же, безоговорочное первое место по этому показателю занимает Финляндия – у нее шесть чемпионов, – а вот второе место делят сразу три страны: у Франции, Швеции и Великобритании было по два чемпиона. Причем, в ближайшем будущем Франция имеет все шансы выйти на чистое второе место – для этого Себу Ожье нужно добыть хотя бы один титул (британцев или шведов, которые в обозримом будущем будут претендовать на титул – не видно вовсе). А первое для этой страны чемпионство добыл Дидье Ориоль – с него начался счет французских титулов. Именно он станет нашим сегодняшним героем.

Дидье Ориоль родился 18 августа 1958 года в Монпелье. То, что по окончанию обучения он стал водителем машины скорой помощи свидетельствовало, что он не равнодушен к автомобилям. Возможно, он был самым быстрым работником в регионе, но свою истинную скорость он мог показать лишь в гонках. К этому подтолкнул-таки его брат, а через некоторое время он отпраздновал первые успехи.

Дидье дебютировал в ралли на 21-м году жизни. Simca 1000 стала его машиной на первые два года карьеры, ну а потом он перескочил на Renault 5 Turbo, на которой он начал более плотно выступать во французском чемпионате. Французу удалось продемонстрировать стабильный рост в результатах, что позволило ему в 1984 году совершить дебют в чемпионате мира – конечно же, случится это могло только на Тур де Корс. В тот период он лишь учился, но на полный успех ждать долго не пришлось. В 1986 году британская компания MG предоставила его свою машину Metro 6R4, на которой Дидье впервые стал чемпионом своей родины.

Французы не могли долго смотреть на эту ситуацию и уже в следующем году Ориоль был заявлен за команду Ford France, ну а новым боевым конем стал Ford Sierra RS Cosworth. В новом коллективе он повел два года, но за такой короткий период сделал настоящий прорыв. Если еще два чемпионства больше не удивило никого, но на его успехи в чемпионате мира обратил внимание весь раллийный мир. В 1987 году на Тур де Корс он завоевал первые очки, финишировав на восьмом месте, чуть позже на Ралли Сан-Ремо он стал четвертым, ну а на родном этапе в следующем году он поднялся на верхнюю ступеньку подиума.

Самым главным подарком после таких выступлений стал контракт с заводской командой Lancia. В итальянской команде он провел четыре сезона и не достиг пика в своей карьере, но именно этот период можно считать самым лучшим. Сотрудничество началось со второго места на Ралли Монте-Карло – как для дебюта на этом сложнейшем этапе, очень даже неплохо. Ну а затем он снова победил на Корсике, что вместе с подиумом в Греции принесло ему очень высокое пятое место по итогам всего чемпионата. Если учесть, что это был его первый полноценный сезон и он принял участие лишь в шести гонках, то дебют очень сложно було назвать неудачным.

Дальше – больше. Lancia без доли сомнений увеличила гоночную программу Ориоля и в итоге получила приятную компенсацию за такой шаг. В 1990 году Карлос Сайнс был неудержим и в такой ситуации остальным гонщикам оставалось разыграть второе место. Оно и досталось Дидье, который праздновал успех в Монте-Карло (победил со второй попытки!), Франции (куда же без этого?) и Италии. Но еще большее изумление вызывает тот факт, что Юха Канккунен, который выступал на точно такой же Lancia Delta HF Integrate 16V, проиграл молодому напарнику десять очков.

Следующие два сезона были для Ориоля странноватыми. С каждым годом он в итоге набирал все больше и больше очков, но каждый раз оставался на третьим месте. В 1991 году Канккунен и Сайнс до последнего этапа боролись за победу в чемпионате, а вот наш герой копил подиумы, завоевал одну победу в Италии и стал “лишь” бронзовым призером.

В следующем же сезоне тройка лидеров не изменилась, но тут какие-то чудеса произошли с Дидье… На первых десяти этапах (француз выступил на семи из них) он добыл шесть побед и был главным фаворитом в борьбе за титул. Увы, но потом его словно подменили и в последних четырех гонках он набрал лишь одно очко и пропустил вперед и Сайнса, и Канккунена. Спустя годы Ориоля радовал лишь тот факт, что его рекорд (шесть побед в чемпионате) долгое время никто не мог побить. Произошло это лишь в 2005 году – его соотечественник Лёб победил аж десять раз в одном сезоне.

Перед началом сезона 1993 года в чемпионате мира произошли важные кадровые перестановки. Сайнс ушел из Toyota в Lancia, ну а Ориоль с Канккуненом отправились в обратном направлении. Из этой троицы больше всех потерял испанец, который не смог на новой машине даже приблизится к двум заклятым соперникам – они же вновь были на подиуме: Юха добыл свой четвертый чемпионский титул, ну а Ориоль пропустил вперед и Франсуа Делекура на Ford.

Но Дидье Ориоль добрался-таки до своего чемпионства. Случилось это в 1994 году, когда он выиграл три этапа и еще трижды финишировал на подиуме. Его главным соперником по ходу сезона снова были Карлос Сайнс и Юха Канккунен, но финн за несколько гонок до окончания чемпионата выбыл из этой борьбы, а испанец держался до последнего. На Ралли Великобритании Карлосу Сайнсу нужно было побеждать, но он даже не добрался до финиша и чемпионство перешло в руки Ориолю.

Увы, но следующий сезон стал для француза кошмарным. У него были хорошие результаты, но на Ралли Испании судьи обнаружили на машинах Toyota несоответствующий регламенту турбонагненатель и все гонщики команды получили дисквалификации. “Гонщики прекрасно понимали, что происходит, и поэтому также должны быть наказаны”, – гласил вердикт. Кроме этого, команда была лишена права участвовать в следующем сезоне, так что пилотам пришлось искать новое пристанище.

В 1996 году Дидье Ориоль провел лишь две гонки: сначала выступил на Subaru на Ралли Швеции, а потом на Mitsubishi на Ралли Сан-Ремо. В каждом случае он набирал очки, но ситуацию с поиском нового контракта это не улучшило. Лишь в конце 1997 года он вернулся в Toyota, которые вернулись в гонки с новой машиной – вместо Celica пришла Corolla.

В конце 90-х Дидье добился с командой хороших показателей, но их было недостаточно для борьбы за чемпионство. В 1999 году француз очень неплохо выступал, финишировал несколько раз на подиуме, победил в Китае и заработал 52 очка, которых хватило для бронзы чемпионата. При этом, он не сильно отстал от Мякинена и Бернса – за пару этапов до финиша он сохранял шансы на титул, но сходы в Австралии и Великобритании явно не помогли ему.

Это был последний год Ориоля в команде Toyota. После этого он решил попробовать свои силы в SEAT, Peugeot, Skoda, выступил он так же и на частной Toyota, но от былых результатов не осталось и следа. Самым счастливым был период во французской команде, выступая за которую он сумел победить в Испании и несколько раз финишировать третьим, но это было не то, что что он рассчитывал. Попрощался же с WRC Дидье на Ралли Монте-Карло 2005 года, куда он поехал на частной Peugeot 206. Увы, но до блистательных показателей начала девяностых было далеко – он сошел.

К всеобщему удивлению первый французский чемпион мира со временем вернулся в ралли. В 2008 году он принял участие в трех гонках серии IRC, а в следующем году выступил на Ралли Монте-Карло. Никаких положительных результатов эти попытки не принести и Дидье вернулся к своему бизнесу, который он открыл после ухода из чемпионата мира. На смену ему пришли и прийдут новые французские гонщики, но он навсегда останется первым.

В материале использованы фото ewrc.cz

 

03-10-2017 1232
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца