История Дакар. Превосходство Peugeot

Всего ничего остается до старта очередной серии ралли-рейда Дакар. На этот раз он пройдет по Аргентине и Боливии – чилийская пустыня Атакама впервые в южноамериканской истории не примет гонку. Будет ли марафон от этого менее интересным – покажет время, а сейчас момент для того, чтобы вспомнить самые яркие страницы истории легендарного марафона.

Серию рассказов мы начнем с 1987-го года. Тогда на старт гонки заявилась команда Peugeot, которая решила попытать счастья в самом сложном автоспортивном испытании планеты. Причем, этого могло и не быть, если бы не события в Чемпионате мира по ралли в 1986-м году.

WRC тогда переживал пик популярности, ведь лучшие экипажи выступали на машинах группы В (би), которая до сих пор остается самой яркой страничкой истории раллийного спорта. Вот только тогдашний уровень безопасности не мог угнаться за скоростями автомобилей, что приводило к ужасным авариям. FIA пришлось запретить выступления на машинах этого класса.

Самым ярким представителем группы В был Peugeot 205 T16, на котором в 1984-1986 годах было выиграно 16 этапов Чемпионата мира по ралли! Но французская команда не захотела просто так прощаться с огромными инвестициями в этот проект и решила переключиться на ралли-рейды.

Конечно же, на раллийной машине невозможно было выступать в пустыне, поэтому её в кратчайшие сроки доработали. Самые ощутимые изменения касались клиренса, чтобы увеличить проходимость по сложным местам, а также расширение топливного бака, без чего до финиша раллирейдовских спецучастков было не добраться. В итоге бак на Peugeot 205 T16 был разделен на три отсека: основной на 190 л., и два дополнительных по 54 л., которые находились под сидениями пилотов. А чтобы увеличить надежность, максимальная скорость 380-сильной машины была уменьшена до 230 км/час.

На Дакар 1987 Peugeot под управлением Жана Тодта представили финн Ари Ватанен и кениец Шекхар Мехта. Ари дебютировал в марафоне вместе с командой, с которой совсем недавно выступал в ралли. Прогнозы? Самым серьезными конкурентами были пилоты на Mitsubishi, но на первых спецучастках французская команда завладела уверенным преимуществом.

Причем, Peugeot за собой повел не Ватанен, а Мехта. Финский пилот на прологе в Париже серьезно повредил машину, что привело и к временным потерям. Так, на старт второго дня Ари выходил… 274-м в протоколе! К счастью для французов, на первых парах у Мехты было все в порядке: он выиграл три допа кряду. И лишь после этого успех на СУ отпраздновал финн.

Ватанен постепенно прорывался наверх, но у него не было шансов достать напарника по команде. Финскому пилоту улыбнулась удача: как он потерял возможность финишировать на первой позиции, так её и получил обратно. Под конец гонки у Шекхара возникли проблемы с мотором, которые выбросили его из первой тройки. А вот Ари больше не ошибался и с первой же попытки отпраздновал победу в столице Сенегала.

Уже к старту в 1988-м году Peugeot подготовил новый автомобиль – 405 T16. Ари Ватанен должен был защитить свой титул и с этим, поначалу, у него не возникало никаких проблем. Финн быстро оторвался от конкурентов и в конце второй недели уже считал дни до своей победы.

Но на 13-м этапе случилась попросту невероятная история, которая подтверждает, что на Дакар возможно буквально всё: проснувшись, Ари Ватанен просто не увидел свою машину в бивуаке – её угнали! Со временем автомобиль нашли, вот только к тому времени пилот был в списках сошедших… Победа же всё равно осталась в руках французского коллектива. Юха Канккунен, который стартовал на старом 205 T16 в целях подстраховки первого номера команды, в итоге оказался быстрейшим.

В следующем году уже ничего не могло помешать 405 T16 выиграть свой первый Дакар. Французы, которых представляли Ари Ватанен и Жакки Икс, вновь были безусловными фаворитами. Основная опасность исходила лишь от внутрикомандного соперничества – каждый гонщик хотел выиграть.

Ватанен в первый же день попал в неприятности на прологе, где перевернулся. Он продолжил схватку с Иксом, но настырность привела к новому перевороту. Жан Тодт должен был как-то повлиять на ситуацию: до конца гонки оба гонщика Peugeot, которые ехали на максимальных скоростях, могли сойти, сведя все старания на нет. В итоге за шесть этапов до финиша в команде… подбросили 10-франковую монетку: победа “досталась” Ватанену.

В 1990-м Ари Ватанен вновь был главным фаворитом Дакар. На Peugeot 405 T16 он нарастил отрыв до двух часов и, казалось, по крайней мере на этот раз без проблем доедет до финиша. Но даже в такой ситуации финн испытал проблемы с навигацией, а в довершение проломил дыру в машине после удара о дерево: сход был близок, но финн все же довел дело до победы.

После четырех побед подряд в концерне Peugeot-Citroen решили оправить первую марку в Чемпионат мира среди спортивных автомобилей, а на Дакар отправили Citroen: эта история также принесла немало успехов Франции…

Дмитрий Левчук, Rally.UA

04-10-2017 645
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца