История одного гонщика. Томми Мякинен

Начало нового тысячелетия можно смело окрестить эпохой Лёба – этот француз за столь короткий период побил все мыслимые и немыслимые рекорды. Теперь мир будет долго ждать нового героя, поскольку сейчас правление двух команд заканчивается – скоро к Citroen и Ford присоединятся Mini и Volkswagen, что сделает все последующие чемпионаты интереснее и тяжелее для каждого из гонщиков. На фоне Себастьяна Лёба великие достижения Томми Мякинена меркнут, но именно этот финн стал героем своего времени – на стыке веков он был идолом для многих болельщиков и его они воспоминают до сих пор.

Томми Антеро Мякинен родился 26 июня 1964 года в Пуупполе. Про существование этого крошечного поселка знают немногие, но город, который расположен всего в двадцати километрах от него знает вся раллийная общественность – Ювяскюля. Близость к главному центру ралли не только Финляндии, но и мира, не могла не отразится на судьбе молодого Томми. Ведь для финнов автоспорт всегда занимал особенное место в жизни. Ну а в 1973 году состоялся первый чемпионат мира по ралли, и, конечно же, Финляндия приняла один из этапов – через 21 год Томми выиграл здесь первую гонку на таком высоком уровне.

Чтобы попасть в WRC, Томми прошел долгий и плодотворный путь. В чемпионате мира он дебютировал в 1987, когда выступил на родном этапе на Lancia Delta HF 4W. Именно с этой машиной связан его первый серьезный успех – в 1988 году он стал чемпионом своей страны в классе N4. В том же году он впервые выбрался за пределы родины. Первым его таким опытом стало участие в Ралли Великобритании. До финиша, как и во многих последующих случаях на этой земле, он не добрался.

Довольно скоро Томми развил свою программу участия в чемпионате мира. В своем четвертом сезоне он выступил уже на пяти этапах и на двух из них – в Австралии и Новой Зеландии – заработал первые зачетные очки. Ну а дальше все пошло как по накатанной. Основные успехи этого периода нужно связать с Ралли Финляндии: в 1991 году он установил личный рекорд, финишировав пятым, через два года Томми стал четвертым, а в 1994 году отпраздновал первую победу в карьере. За все это время он поменял много машин – была Mitsubishi, Mazda, Lancia, а первым он стал на Ford Escort RS Cosworth. За титул в том году боролись Дидье Ориоль, Карлос Сайнс и Юха Канккунен – все они финишировали позади Томми.

Успех на родной земле очень помог Мякинену подписать полноценный контракт с Mitsubishi, которые только-только начали использовать Lancer Evo в раллийной программе. Тогда никто не мог подумать, что через пять лет компания выпустит специальную модель машины в честь этого финна.

В 1995 году одним из напарников Томми Мякинена был более опытный швед Кеннет Эрикссон, который отпраздновал две победы и стал бронзовым призером чемпионата. Финн в свою очередь один раз финишировал на подиуме, несколько раз брал очки и стал “лишь” пятым. Стоит отметить, что такой успех гонщиков Мицубиси отпраздновали благодаря дисквалификации Ориоля и Канккунена, которые выступали на несоответствующей технической регламенту Toyota Celica.

Ситуация в команде резко изменилась в последующем сезоне. Кеннет ушел в Субару, а оттуда на смену ему пришел молодой Ричард Бёрнс, который был на начальном этапе своей блестящей карьеры. Соответственно, статус первого номера в Мицубиси достался Томми Мякинену и с ходу выиграл титул, выступая на третьем поколении Lancer Evo. Сопротивление пытались составить Колин Макрей и Карлос Сайнс, но их нестабильность и блестящее выступление Томми в первой части чемпионата предрешило исход борьбы за чемпионство – финн свой первый титул выиграл за две гонки до окончания сезона.

Если первый свой титул Мякинен выиграл уверенно, то потом так легко и близко не было. В 1997 году количество этапов в сезоне увеличилось с девяти до четырнадцати. Теперь гонщикам было гораздо тяжелее удержать стабильный темп по ходу всего сезона. Так борьбу до самого последнего этапа вели Томми Мякинен и Колин Макрей. В начале второй половины сезона британец четыре раза подряд не пришел к финишу и казалось, что чемпионат закончен, но потом пришли две победы к ряду и он вернул себе теоретические шансы на титул. 

Перед последним в Великобритании этапом Томми опережал своего главного соперника на десять баллов, а это означало, что ему достаточно было заработать одно очко, чтобы стать чемпионом. У него была сложная гонка, ведь местные гонщики всегда чувствовали себя комфортно на родных трассах. Козырем финна стала стабильность, которая позволила ему пользоваться ошибками многих конкурентов. В итоге он проиграл Макрею, который одержал победу, семь минут, но это позволило финишировать ему на спасительном шестом месте. Томми стал чемпионом с перевесом в одно очко над Колином, несмотря на то, что у того было на одну победу больше.

Сезон 1998 года стал еще более драматичным не только в истории одного Томми, но и всего ралли. На сей раз соперником Мякинена был Карлос Сайнс – эти два гонщика на тот момент были двукратными чемпионами мира и им было суждено в очной дуэле разыграть третий собственный титул. Вновь стабильность вышла на первый план: перед последним этапом у Томми было пять побед, у Карлоса – всего две, но из-за пяти сходов у финна их разделяло лишь два очка. В Британии Сайнс чувствовал себя увереннее и потихоньку начал уезжать от соперника. Более того – ему улыбнулась удача. На пятом спецучастке у Томми начали возникать проблемы, а через два допа он сошел и прекратил борьбу. Все было в руках испанца – ему достаточно было финишировать четвертым, чтобы стать чемпионом. Перед последним спецучастком он шел на нужном ему месте, но отказ двигателя на его Toyota подарил третье чемпионство Мякинену.

Томми в следующем сезоне завоевал четвертый титул подряд. Он оказался стабильнее всех конкурентов – ему противостояла внушительная компания из топ-гонщиков, но кому-то не везло, кто-то слишком часто ошибался (например, Макрей финишировал лишь трижды и набрал в этих гонках аж 23 очка!), кого-то подводила техника. Мякинен выдержал это сложное испытание и на сей раз не довел розыгрыш титула до такой коварной Великобритании – туда он поехал в ранге четырехкратного чемпиона мира.

На этом счет титулов Мякинена был закончен. В 2000 году он выступил не очень удачно, по сравнению с предыдущими сезонами – он стал лишь пятым по итогам сезона, имея в активе лишь одну победу. А вот через год он имел шанс завоевать титул, но для этого ему не хватило лишь трех очков.

Тот сезон запомнился и сменой штурмана. С 1997 года по правую руку от него сидел Ристо Маннисенмяки, но на Тур де Корс 2001 года финский экипаж попал в серьезную аварию: Томми на узком участке задел заграждение, машину перевернуло и она едва не вылетела в пропасть – спасло тоже самое заграждение. Увы, но в том эпизоде Ристо сломал хребет и вынужден был приостановить карьеру штурмана (он выступил еще один раз спустя два года).

После этой аварии в Австралии Мякинену помогал Тимо Хантунен, но их союз был некрепким – уже в Великобритании на смену ему пришел Кай Линсдрём (сейчас он помогает Кими Райкконену), который был штурманом Томми в двух последних сезонах в карьере. Но у нового экипажа в эти годы была другая машина – в начале 2002 года они перешли в Субару.

Томми Мякинен выиграл первый же этап на Субару. Произошло это в Монте-Карло, где фактическим победителем стал юный Лёб, но его дисквалифицировали и победа досталась финну. Увы, в том же духе Томми не продолжил – на смену пришло достаточное количество сходов и два неудачных сезона в целом. Так на минорной ноте закончил свою карьеру Томми Мякинен, но об этих неудачах никто и не вспоминает, поскольку его четыре титула стоят больше. 

Всего он отпраздновал 24 победы, но больше примечателен тот факт, что самое большее количество побед (четыре) он одержал в Финляндии и Монте-Карло – это две самые легендарные гонки в истории ралли и именно там Томми долгое время правил баллом.

Томми не бросил ралли. Сейчас он вплотную работает с машинами Субару – заводская команда давно покинула этот спорт, но дело частников живет. На Ралли Финляндии 2011 года Мякинен в голос напомнил о себе (вернее, о своей команде), когда на трассе появилась Subaru класса R4, за рулем которой ехал Пи-Джи Андерссон. Может быть, это новое успешное начинание великого финна.

В материале использованы фото ewrc.cz и ilkansivu.net

03-10-2017 1603
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца