2005: рваный сезон

2005-й год в украинском ралли начался весьма хаотично и сумбурно. Вновь избранный комитет ралли выдвинул ряд предложений по изменению формата национального чемпионата; и хотя они так и не были приняты, определенную сумятицу в межсезонье это внесло. В одностороннем порядке автомобильная федерация расторгла договор с организатором чемпионата Василием Ростоцким, что поставило проведение некоторых этапов – да и весь чемпионат – под угрозу срыва. В этих условиях говорить о какой-то планомерной и спокойной подготовке команды MacCoffee к сезону уже не приходилось.

Да и сам чемпионат впервые за несколько лет начался не с киевской «Столицы», а с давно не проводившегося херсонского ралли «Скиф». Возможно, это лишь простое совпадение, но именно здесь, впервые за годы своего пребывания в рядах MacCoffee, в восемнадцатой (!) гонке за эту команду не добрался до финиша экипаж Салюк/Косянчук. Еще на третьем допе с турбины на красном «Эво» соскочил патрубок; экипаж потерял довольно много времени, но до сервиса дотянул. Однако СУ4 вновь приносит проблемы с турбиной, и на этот раз они не совместимы с продолжением гонки – сход.

Грустно останавливаться на негативном результате, но… Сейчас, по прошествии нескольких лет можно сказать с уверенностью: фактически, эта первая неудача положила начало целой череде неприятностей, связанных со славной боевой командой. И одними из главных причин этого спада уже тогда назывались «усталость» техники и перебои в финансировании. «Хочу развеять миф о «несоизмеримом», как любят некоторые выражаться, бюджете MacCoffee, – говорил тогда в интервью Леонид Косянчук. – Нам никто никогда не говорил: громите, ребята, эту «семерку», как заблагорассудится, мы вам новую купим. Но все имеет свой предел прочности… Пора менять технику. Наша «ласточка» уже на сегодняшний день просто «бабушка» в пелетоне. Да, она за три года практически ни разу нас не подвела. Но я бы назвал это следствием нашей расчетливой езды. Мы с Петровичем почти никогда не приближались к той опасной черте, за которой остается уповать только на везение и чудо. Петрович всегда оставляет некий «зазор» на непредвиденную ситуацию. Это наше правило».

Впрочем, тем временем результаты двух других экипажей команды смотрелись весьма выигрышно: Салюк-мл./Горбик и Горбань/Леонов оформили дубль в классе А7, став при этом третьим и пятым в абсолютном зачете. Конечно, столь высокие позиции были напрямую связаны со сходами сильных соперников – Разумовского, Шаповалова, Протасова, – но, как говорится, результат команда выдала.

На оптимистичные мысли наводил и следующий этап чемпионата, ралли «Чумацкий Шлях», проходивший, по сути, на тех же дорожках, что и «Скиф». На этот раз техника подвела Горбаня – на последнем спецучастке у его «лады» отказывает мотор. С другой стороны, вновь блестяще выступил Александр Салюк-младший, повторив собственный результат месячной давности – первый в классе, третий в абсолюте. Ну а титульный экипаж MacCoffee в этот раз представлял собой несколько необычную комбинацию – опытнейшего Леонида Косянчука заменил Алексей Мочанов, незадолго до этого сам выступавший за рулем полноприводного болида. Новоиспеченный дуэт не испытывал ни малейших проблем, легко оторвавшись от ближайших преследователей, экипажа Александров/Тамразов, на первом же СУ и опередив его по итогам гонки на 53 секунды. Кто мог тогда предположить, что эта победа станет предпоследней в карьере Александра Петровича…

Следующая гонка, ралли «Галичина», становится настоящим кошмаром для MacCoffee – все три экипажа покидают ралли досрочно, и все три по техническим причинам. На третьем допе останавливается Салюк-младший (мотор), следующий вычеркивает из списка соревнующихся Салюка-старшего – проблемы с КПП. Завершает печальный перечень Горбань, которого вновь за один доп до финиша подводит сцепление. И если в командном зачете лидерство MacCoffee не вызывает сомнений, то в абсолютном зачете пилотов вся троица занимает непривычные для себя четвертую (Салюк-мл.), шестую (Салюк) и десятую (Горбань) позиции.

Четвертый этап, ралли «Стара Фортеця» – и вновь двойной сход обоих Салюков. Обиднее, конечно, было Саше-младшему, которого настиг «синдром Горбаня», а именно поломка мотора на последнем допе. Однако и Петровича, вновь стартовавшего с Алексеем Мочановым, не обошли стороной проблемы. «На СУ3 «кончается» турбина, намертво, – пересказывал ход той гонки наблюдавший за ней со стороны Леонид Косянчук. – Обычно при такой поломке «боевая» закатывается на прицеп до лучших времен, но не в этот раз. Не без красноречия Лешки Мочанова принимается решение продолжать гонку, пусть даже под угрозой аннулирования результата: в свое и зрителей удовольствие. То, что вы видели потом, был не акт отчаяния «заведенного» Петровича, а элементарный кураж на любимой трассе. Как сказал после Петрович, «такого кайфа от драйва и автомобиля я не испытывал очень и очень давно». Зрители, в том числе и я, – тоже. Мы все были свидетелями того, как может ехать экипаж, когда штурман Алексей Мочанов хорошо делает свою работу, а идеально настроенный автомобиль находится в руках такого мастера пилотажа, как Александр Петрович Салюк».

Поломка случилась на третьем допе, впереди оставалось девять… Из них экипаж Салюк/Мочанов не выиграл только два! Но, к сожалению для команды, на результат это повлиять не могло – за опоздание на КВ, вызыванное заменой турбины, экипаж был снят с гонки, а его результат аннулирован. Единственным светлым пятном стало выступление Валерия Горбаня, который, выиграв в классе А7, пришел к финишу пятым в абсолютном зачете.

Несмотря на тяжелую турнирную ситуацию, ставить точку в борьбе за награды никто не собирался – ведь впереди оставалось еще два этапа чемпионата. Но судьба распорядилась иначе – незадолго до ралли «Ялта» Александр Салюк-старший и его младший сын Максим во время тренировки на киевском автодроме «Чайка» попадают в тяжелейшую аварию. Долгих полгода придется восстанавливаться обоим Салюкам; и все это время целая страна будет держать кулаки, желая отцу и сыну скорейшего выздоровления… Нетрудно догадаться, что в сложившейся ситуации двум экипажам MacCoffee было не до гонок; поэтому «Ялта», на которую возлагалось столько надежд, не приносит команде ни одного очка. Сходом для Салюка-младшего заканчивается и финальный этап сезона, ралли «Днепр», где абсолютным чемпионом страны впервые за пятнадцать лет свой раллийной карьеры становится Андрей Александров. Сашу опять, как и в предыдущих гонках, подводит мотор; и впервые за несколько лет он становится лишь вторым в своем классе, уступив титул… конечно же, Валерию Горбаню! С перевесом всего в шесть очков спор команд выигрывает и MacCoffee, лишь чудом не уступив пальму первенства «Кременчугским колесам», ведомым Юрием Шаповаловым.

03-10-2017 1032
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца