Владимир Корся: Стенограмма – это очень индивидуально

Штурманские записи, которые читает ко-драйвер пилоту во время гонки, у всех разные. Однако, профессионалы знают некоторые секреты, которые помогают экипажу взаимодействовать слаженно и эффективно, как часовой механизм. Владимир Корся, действующий чемпион Украины по ралли в абсолютном зачете вторых пилотов, и штурман Валерия Горбаня, рассказал Rally.Ua о стенограмме.

“Общие принципы написания стенограммы похожи у всех – это запись направлений поворотов, их градация и расстояния между ними, – рассказывает Корся. – Но в остальном это очень индивидуальный инструмент для каждого пилота. Это только на первый взгляд кажется, что все повороты “левый” и “правый” для всех одинаковы. Каждый гонщик видит дорогу по-своему, отсюда и разница в записи, используемых градациях и принципах записи. Мы в экипаже используем 9-ступенчатую градацию, где 9 – это самый быстрый поворот, а 1 – это “шпилька” под себя. Условно говоря, наша стенограмма привязана к используемой передаче”. 

Случается, что в записи поворотов встречаются двойные обозначения: “Мы не пользуемся составными градациями поворотов, – говорит Владимир. – Я знаю, что существуют и, например, записи, где есть обозначения “два плюс”. В таком случае так будет записан поворот, который чуть быстрее, чем “два”, но медленнее, чем “три”. Мы же напишем его без дополнительных значков. Двойные повороты мы просто пишем двумя цифрами, если вход в него более медленный, а выход более быстрый – то мы так и пишем этот участок, используя два поворота”.

Для того, чтобы точнее измерять расстояния, прописочные автомобили оборудованы специальными штурманскими приборами: “В нашем штурманском приборе константа меняется в зависимости от размеров колеса – гравийное колесо 15-го радиуса  проделывает одно количество оборотов на километре, а на 17-х дисках на асфальтовых дорогах оно делает другое количество оборотов”.

Есть особенности и с использовании дополнительной информация: “Важно не перегружать стенограмму, нужные данные тоже должны присутствовать, но всегда надо понимать, в каком объеме их стоит добавлять в запись – мы обычно указываем что-то существенное, например, камни, используем привязки для длинных расстояний. Например, когда прямой отрезок составляет больше 300 м, его нужно разбивать, потому что на глаз можно увидеть и освоить дистанцию до 300 м, а больше – уже нет. Так что мы можем разбить такой участок на несколько с помощью привязок, чтобы понимать, где ты находишься, где писать точку торможения, входя в следующий поворот”.

Гонки с большим количеством трамплинов на допе требуют особенного подхода: “На таких гонках важно понимать, где и на каком трамплине ты конкретно находишься, и какую точку должен попасть через секунду, и какую информацию выдавать пилоту давать дальше. В основном трамплины видны визуально, но есть разница в их прохождении, поэтому записывается все заранее – по центру, правее, левеее. Иногда трамплины мы заменяем поворотами – например, с прыжком “правый девять” (это быстрый поворот) мы добавляем “по центру”.

По ходу гонки экипажи вносят корректировки. В основном они касаются градации поворотов, потому что на ознакомлении, когда экипаж их записывает, вмешивается разница в скорости. Пропись ограничена в 70 км/ч, и экипаж должен заранее смоделировать ситуацию, какая градация здесь будет под “боевую” скорость. Так что, конечно, случается, что в гонке ты проезжаешь поворот медленнее, чем мог бы, или быстрее, чем нужно. Конечно, мы тогда вносим корректировки – я делаю отметки во время допа и потом возвращаемся к этим местам. Также мы используем просмотр видео после допов – наша команда оборудована экранами и оборудованием для работы с он-бордами по мировым стандартам, так что у нас есть все условия для качественной работы со стенограммой”.

Напомним, что ближайшим выездом команды станет тестовая сессия в Италии, а 24-26 октября Горбань и Корся отправятся в Испанию на гонку чемпионата мира.

03-10-2017 551
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца