И снова о безопасности…

Фотографии Mitsubishi Lancer Evo, пробитого насквозь стальным отбойником (к огромному счастью, экипаж Юрия Кочмара и Сергея Коваля не пострадал), сразу заставили вспомнить о недавних подобных раллийных происшествиях в Европе, которые в свое время вынудили всех задаться вопросом: что еще необходимо сделать для повышения безопасности автоспортивных соревнований?

В истории ралли было немало случаев, когда автомобиль на полной скорости налетал на торец стального рельса-отбойника, проходящего вдоль трассы. Можно вспомнить тяжелейшую аварию немца Армина Кремера (Ford Focus RS WRC 01) на ADAC Rallye Deutschland 2002 года – машину после удара торец отбойника буквально разнесло вдребезги (подкапотное пространство было смято, водительскую дверь оторвало полностью). К счастью, пилот и его штурман Дитер Шнеппенхайм отделались лишь ушибами.

Подобные инциденты наверняка были и до аварии Кремера, и после – просто далеко не всегда становились известными широкой публике, поскольку в большинстве своем происходили на соревнованиях местного уровня. Например, нечто подобное произошло в 2008 году на итальянском Rally della Lanterna (этапе Trofeo Rally Asfalto) – Марко Рунфола на Renault Clio R3 напоролся на отбойник, рельс разворотил все под капотом и едва не проник в салон автомобиля… Экипаж опять-таки отделался только большим испугом.

Гром грянул 6 февраля 2011 года на Ronde di Andora – польский экипаж Роберта Кубицы и Якуба Гербера (Skoda Fabia S2000) по касательной врезался в отбойник, который от удара деформировался. И стальной рельс насквозь прошил всю машину – Роберт получил тяжелейшие травмы и едва не расстался с жизнью. Только после этого многие всерьез задались вопросом – насколько же безопасны подобные отбойники? Ведь подобные аварии и катастрофы происходили не только в гонках, но и в обычной, повседневной жизни!

Но самое страшное произошло 16 июня 2012 года на Rally Targa Florio, итальянском этапе серии IRC – в аналогичную аварию попал экипаж Крейга Брина и Гарета Робертса на Peugeot 207 S2000. На этот раз встреча с отбойником завершилась роковым образом – погиб 24-летний штурман. Позавчера как раз исполнилось три года со дня гибели Робертса… А еще двумя днями ранее назад подобная авария произошла и на украинских ралли – к счастью, без серьезных последствий для экипажа (пострадала лишь техника).

Однако карпатский инцидент поднял множество вопросов, на которые сейчас вряд ли кто-то сможет дать полные и исчерпывающие ответы. Наш коллектив попытался сформулировать часть этих вопросов и попробовать как-то ответить на некоторые из них.

Нужны ли нам сейчас асфальтовые ралли? Может, лучше отказаться от их проведения?

Павел Скобленко: «Помнится, более десяти лет назад в украинском раллийном обществе тоже возникал подобный вопрос, только причины носили финансовый характер – что единственное асфальтовое ралли в сезоне требует слишком высоких дополнительных расходов (радикальная переподготовка техники, асфальтовые шины). Сейчас же во главу угла поставлен гораздо более важный вопрос – безопасность!

Вряд ли стоит безоговорочно отказываться от асфальтовых ралли в Украине. Вопрос следовало бы поставить иначе – можно ли сейчас провести у нас такие ралли при соблюдении целого ряда необходимых условий? Во-первых, все-таки хотелось бы видеть гонки на настоящем асфальте, а не на «условном». Чтобы участники стартовали на технике в полноценной асфальтовой спецификации, а не мудрили с вариантами типа «асфальтовая подвеска плюс гравийные шины» или чем-то в этом роде.

Во-вторых, вряд ли помешают какие-то дополнительные требования безопасности при подготовке такой гонки – тщательная оценка состояния трассы, особое внимание уделить тем же отбойникам (расположение, состояние), дополнительные меры для снижения скорости (ретардеры, тормозные петли и т.д.). И если есть возможность провести гонку, полностью соответствующую этим требованиям – то почему бы и нет?»

Дмитрий Левчук: «Сложность в том, что к асфальтовым гонкам требования по безопасности на уровень выше. Это прямая зависимость от скорости, с которой гонщики пролетают прямики и повороты. Если она выше, организатор должен сделать все, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности.

Катастрофа Брина и гибель Робертcа стала тем самым громом с ясного неба. Не нужно дожидаться следующего. Утверждение «Лучше хоть какая-то гонка, чем ее полное отсутствие» также имеет право на жизнь, но лишь до определенных моментов. К счастью, пока таких в нашем ралли не случалось.

Что же касается мировых гонок, то в ближайшее время от FIA следует ждать только снижения количества асфальтовых этапов в чемпионате мира. Во всяком случае, больше их точно не станет. Это вопрос не только безопасности, но и зрелищности гонки – на раллийные машины на гравии попросту интереснее смотреть».

Что можно сделать с такими отбойниками, чтобы они стали безопаснее?

Павел Скобленко: «Прежде всего, такие отбойники должны быть безопасными не только во время гонок и только для гонщиков, а постоянно и для всех автомобилистов без исключения. То есть вариант вроде установки временных защитных барьеров из покрышек, пока идет гонка – неприемлем изначально. Вопрос становится глобальным, поскольку его решение зависит далеко не от организатора соревнований – по крайней мере, в наших условиях. В Европе, как правило, организаторы (национальные и региональные автоклубы), местные власти и дорожные службы тесно сотрудничают во всех областях, а не только в автоспортивной сфере. И в той или иной степени вместе решают многие ключевые вопросы, руководствуясь принципами общей безопасности дорожного движения – вроде регулярного ремонта дорожного покрытия, барьеров безопасности (причем всюду в регионе, а не только в местах проведения гонки). У нас, к сожалению, о таком пока можно только мечтать…

Чисто с технической точки зрения, состояние отбойников следует контролировать постоянно – проверять крепления рельсов, производить текущий ремонт. В конце концов, как-то убрать торчащие торцы барьеров – «завернуть» их или сделать уходящими в землю. Посмотрите на фотографию аварии Кочмара и Коваля – просто оторопь берет при виде рельса с заостренным концом! Это же какой-то гигантский кинжал, способный пропороть насквозь любую машину – хоть гоночную, хоть гражданскую, причем независимо от ее скорости!»

Какие могут быть варианты повышения безопасности раллийного автомобиля?

Павел Скобленко: «В принципе, уровень безопасности в современном гоночном автомобиле очень высок – и со временем требования только ужесточаются. Проблема лишь в одном – невозможно создать абсолютно безопасный автомобиль, защищенный от всех возможных опасностей. Например, возьмем как раз тот вариант, когда машина «напарывается» на рельс отбойника – какую дополнительную защиту от этого можно придумать? Полностью бронировать автомобиль со всех сторон? А если такой удар придется в днище или окно?

В этой ситуации обычно идут другим, глобальным путем – стараются разработать и внедрить новые, более безопасные конструкции отбойников на дорогах общего пользования. Ведь в первую очередь особое внимание уделяется безопасности ВСЕХ без исключения участников дорожного движения, которые ездят этими дорогами изо дня в день, на протяжении всего года. Вряд ли стоит сомневаться в том, что после всех недавних происшествий в ралли (авария Кубицы, гибель Робертса) уже полным ходом идет работа по всем этим направлениям – без лишней шумихи, рекламы. Да и организаторы многих гонок в Европе сейчас наверняка приняли для себя дополнительные требования безопасности (изменения маршрута, регулярный контроль состояния дороги и отбойников) – и решают эти вопросы совместно с местными властями».

Дмитрий Левчук: «Ралли – это кузовной подвид автоспорта. Если в «кольце» вроде DTM или WTCC перед гонщиками стоят безопасные отбойники, загороженные несколькими рядами отработанных покрышек, то в ралли таких норм нет. При этом общий уровень безопасности автомобиля примерно тот же. Чтобы его повысить, нужно делать упомянутую броню, но даже это не уберегает пилота от всех внешних проблем.

Кроме того, повышение уровня безопасности самого автомобиля данной конструкции приведет к огромному возрастанию бюджета заводских команд, а также расходов частников. В данной финансовой ситуации на такое вряд ли пойдут. Поэтому единственным выходом остается работа с безопасностью самой трассы – последние события привели к качественному скачку. К сожалению, история автоспорта показывает, что очень часто только такие происшествия дают возможность выявить слабые места в системе безопасности…»

© Фото: Александра Михайлова, jackdekeijzer.com, zonarally.it, AP, TuttoRally

04-10-2017 422
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца