2008: переходный период

Завоевав зимой 2008 года последнюю для MacCoffee и первую для себя лично победу в абсолютном зачете ралли «Яккима», Валерий Горбань не допускает и мысли о расформировании команды – более того, он впервые решается на смелый эксперимент. Очередной визит в Россию задуман, как сдвоенное выступление в рамках одного уикенда – Горбань и Леонов планировали сначала стартовать в гонке чемпионата России, ралли «Ладога», а затем, буквально на следующий день, принять участие в кубковой гонке, ралли «Светогорск». Учитывая, что в списке участников «Ладоги» значился и второй экипаж команды, Салюк – Афтаназив, назвать ситуацию в коллективе «тяжелой» или «кризисной» не рискнул бы никто.

Чья же спонсорская поддержка пришла на смену длительному финансированию MacCoffee? Зимой 2008 года об этом можно было лишь гадать. Несомненно было лишь одно: активное участие в судьбе своего крестника Александра Салюка-младшего принимает глава украинской автомобильной федерации Евгений Червоненко. Об этом красноречиво свидетельствовали не только громкие заявления экс-министра транспорта, но и надписи Chervonenko Racing, сменившие «кофейную» рекламу на бортах машин Салюка и Горбаня.

Впрочем, первое и единственное выступление команды под брендом Chervonenko Racing становится, мягко говоря, далеко не триумфальным. Уже на четвертом спецучастке «Ладоги» ныряют в сугроб Салюк с Афтаназивым; даже вернувшись в гонку по системе SupeRally и показывая великолепные времена на отдельных допах, киевляне не могут добиться большего, нежели 19-е место на финише. Еще хуже складываются дела у Горбаня с Леоновым – на последнем спецучастке ралли они укладывают свою Impreza на крышу. Точно так же, только намного быстрее, заканчивается и кубковое ралли «Светогорск»; мало того, две подряд аварии серьезно сказываются на здоровье Евгения Леонова, которому предстоит длительное лечение позвоночника. Казалось, сама судьба подает спортсменам знаки, намекающие на то, что предстоящий сезон будет чуть ли не самым сложным в их истории…

Впрочем, не привыкший сдаваться перед лицом трудностей Горбань при поддержке Червоненко делает новый шаг вперед: за неделю до старта очередного раллийного чемпионата Украины вниманию общественности презентована новая команда – Prime Rally Team! Найдена замена и Евгению Леонову – на нескольких этапах его место займет Оксана Александрова, решившая не заканчивать свою карьеру после трагической гибели мужа. В распоряжении команды по-прежнему находятся три эволюции Mitsubishi Lancer (две девятых и восьмая), а также заслуженная Subaru Impreza – которой, правда, теперь уготована роль запасного автомобиля. 

И, кажется, Фортуна сдается перед упорством людей – каменецкое ралли «Стара Фортеця» приносит экипажам «Прайма» успех. С самого начала захвативший лидерство Салюк финиширует первым в абсолютном зачете, Горбань становится четвертым. Счастливо избежав неприятных подарков судьбы в виде невесть откуда взявшегося на спецучастке автобуса с туристами или халатности официальных лиц, неправильно установивших знаки на финише одного из спецучастков, Prime Rally Team набирает 33,5 зачетных очка и возглавляет командный зачет чемпионата. Кто мог предположить, что это лидерство окажется в прямом смысле слова минутным?…  

2010_history_03Второй этап чемпионата, ралли «Мариуполь», проводился впервые после долгого перерыва – гонок такого высокого статуса здесь не было со времен Советского Союза. Главной особенностью данного ралли является наличие многочисленных бродов – препятствия, абсолютно не характерного для отечественного ралли. Впрочем, первая половина гонки складывалась для экипажей Prime Rally Team вполне благоприятно: Салюк привычно лидировал, Горбань держался в пятерке лидеров. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, все пошло наперекосяк…

«На ознакомлении я тщательно прописал все броды, отмечая, по какой траектории заходить в каждый из них, – рассказывал позже Александр Салюк-младший. – Где правее, где левее, где ходом, где медленно… И на первом проезде (это был четвертый спецучасток) в тот самый, роковой для меня брод я вошел «по книжке» – сбросив скорость, на второй передаче, медленно и осторожно. Прошел как по маслу, и подумал, что на следующем проезде можно быть тут немного посмелее. Соответственно, во второй раз, то есть на СУ6, я заходил в тот же брод на большей скорости, немного выставляя машину боком – с прицелом на выход и на следующий поворот. Как следствие, траектория пролегала уже не по тому месту, которое я отмечал в стенограмме, а левее, где брод был гораздо глубже… В общем, нырнули мы по самый заборник. Хапанули воды, заглохли и простояли около пяти минут – хотели сэкономить секундочку, а получилось, что потеряли все. Теперь-то я понимаю, что в таких местах не нужно думать о секундах, лучше уступить чуть-чуть, но не потерять всю гонку».

В итоге гонка была проиграна полностью – в погоне за ускользавшими командными очками (даже с учетом заминки у Салюка оставались определенные шансы на подиум) Саша и Адриан потерпели самую, пожалуй, серьезную аварию в своей совместной карьере. По словам очевидцев, автомобиль, нырнув с трамплина, встал на носовую часть и, как раненый зверь, грянулся оземь. Последствиями аварии стали весьма существенными: поврежденный ралликар и неприятная травма позвоночника Адриана – из-за нее он пропустит и следующую гонку…

Не лучшим образом сложилась гонка и для экипажа Горбань – Александрова. «Что скрывать – мы с Валерой тоже стали жертвами мариупольских бродов; точнее, одного из них, – призналась после гонки Оксана Александрова. – В какой-то момент на торможении перед водной преградой нашу машину немного «выставило» боком, и мы зашли в брод совершенно не по той траектории, по которой рассчитывали. Казалось бы, разница небольшая – но удар получился настолько сильным и неудачно направленным, что у нас оторвало защиту двигателя! В итоге мы, получив гидроудар двигателя, вынуждены были остановиться сразу за бродом…».

2010_history_04В конечном итоге, неплохо складывавшееся мариупольское ралли обернулось для команды полным провалом – 0 очков в обоих зачетах и потеря лидерства: на первую строчку турнирной таблицы вырвался старый соперник, киевская Ace Racing. Но это было еще не самой большой проблемой: гораздо актуальнее встал вопрос технического парка. Парадоксально, но факт: одна из самых мощных в плане технического оснащения украинских команд столкнулась с нехваткой гоночных автомобилей! Два Lancer Evo, девятого и восьмого поколений, получили повреждения разной степени в Мариуполе; третий (еще одна «девятка») был фактически списан Горбанем на первом же спецучастке ралли «Белые ночи». Кстати, на той гонке имеет смысл остановиться немного подробнее. 

Ралли «Белые ночи», второй и последний этап чемпионата России, в котором приняли участие экипажи Prime Rally Team; проходил на две недели раньше мариупольской гонки. Как уже было сказано, для экипажа Горбань – Александрова он продлился недолго: на СУ1 пилот задел придорожный камень, после чего автомобиль вылетел с трассы в очень скоростном повороте и несколько раз перевернулся. А вот тандем Салюка и Афтаназива по итогам первого дня гонки стал автором маленькой сенсации – киевляне занимали вторую строчку абсолютного зачета, уступая лишь титулованному россиянину Андрею Жигунову. Однако второй день ралли принес киевлянам одни разочарования: сначала у них отказало сцепление, а затем в коробке передач пропали четвертая и пятая передачи. В довершение всех бед Салюк и Афтаназив на предпоследнем допе пробили колесо; как итог – седьмое место в абсолютном зачете.

Итак, после ралли «Мариуполь» команде пришлось решать сразу несколько проблем. Автомобиль Салюка был восстановлен в авральном режиме, а травмированного Афтаназива заменил вернувшийся в строй Евгений Леонов. В то же время экипажу Горбаня и Александровой пришлось прибегнуть к запасному автомобилю, коим являлась проверенная Subaru Impreza. Вот в таком необычном составе команда и отправилась на третий этап чемпионата Украины, ралли «Галиция». 

События той гонки, происходившие не так давно, наверняка еще свежи в памяти каждого, кто хотя бы чуть-чуть интересуется украинским ралли. При прохождении четвертого спецучастка выяснилось, что один из ретардеров (искусственных препятствий, служащих для принудительного снижения скорости) установлен не там, где это предписано легендой. К сожалению, это стало ясно лишь тогда, когда в препятствие на полной скорости врезался стартовавший первым экипаж Александра Салюк и Евгения Леонова… Действующий чемпион попытался буквально на своих плечах дотянуть поврежденный автомобиль до сервисного парка, однако все же был вынужден покинуть гонку. 

2010_history_05Справедливости ради необходимо отметить, что повреждения той или иной степени, связанные с некорректно установленным ретардером, получили все автомобили первой шестерки. «Мы не видели никаких сигналов, предупреждающих об опасности, – подтверждает Оксана Александрова. – Мы вылетели из очень скоростного поворота, увидели прямо перед собой покрышки, из которых был выложен ретардер, и просто потеряли дар речи. Нам еще очень повезло, что их немного раскидали те, кто попал в них раньше нас – иначе мы вообще могли бы перевернуться от сильного удара». Возможно, именно тот факт, что проехавший по дистанции первым Салюк немного разбросал покрышки, и сослужил свою службу с точки зрения преследователей – остальные соперники сумели отделаться ремонтом на сервисе и продолжили гонку. Однако экипаж Горбаня и Александровой пребывал в их числе недолго – после шестого спецучастка сход оформил и он. Итог «Галиции» был столь же неутешителен, как и результат «Мариуполя»: лидерство соперников в командном зачете только укрепилось. Мало того, именно тогда был установлен печальный антирекорд: впервые за годы своего существования команда не набрала ни одного зачетного очка в двух гонках подряд…

Казалось, после такой полосы невезения рано или поздно должна начаться череда удачных событий. Большие надежды в этом плане возлагались на ралли «Ялта» – фактически, последний шанс Салюка навязать Протасову борьбу за чемпионство… Но борьбы вновь не получилось. Салюк в паре с восстановившимся Афтаназивым лидировали в гонке только после двух первых спецучастков; последовавшие затем проблемы с коробкой передач привели к тому, что после замены этого агрегата экипаж откатился на девятое место. Все, что удалось сделать киевлянам в течение оставшихся спецучастков – это взобраться на четвертую позицию абсолютного зачета и положить наконец-то в командную копилку хотя бы пять зачетных очков… Впрочем, с учетом очередного, третьего подряд технического схода Валерия Горбаня, становилось все более очевидным, что и в командном зачете чемпионата-2008 Prime Rally Team отстает все серьезнее и серьезнее…

Перелом произошел лишь в октябре, на буковинской гонке «Черновцы-600», которая запомнилась большинству болельщиков отчаянной схваткой за первое место между двумя чемпионами, действующим и будущим – Салюком и Протасовым. На отдельных спецучастков лидеров разделяли жалкие секунды, а порой и доли секунд… Имя победителя должно было определиться на двух заключительных спецучастках гонки, проходивших в центре Черновцов (так называемые «супер-спешиалы»). 

Ночные спецучастки обещали зрителям неповторимое зрелище – но первый же проезд поверг всех в состояние крайнего изумления: экипаж Салюка и Афтаназива проехал не по той дорожке, что все его соперники, порвав при этом ограничительную ленточку! Как оказалось впоследствии, очередную ошибку допустили организаторы – ленточка была натянута не так, как предписывала легенда… «Я не вижу тут никаких иных объяснений, кроме уровня профессионализма экипажей-участников – комментировал после финиша ситуацию Александр Салюк-младший. – Когда я увидел натянутую ленточку, я интенсивно затормозил, однако Адриан еще раз повторил, что ехать надо прямо, под ленточку. Естественно, я послушал штурмана и поехал по легенде, порвав ленточку. Почему другие экипажи этого не сделали, я не знаю, и знать не хочу. Это вопрос к штурманам тех экипажей – почему они не привязались к дорожной книге, и не продиктовали своим пилотам то, что нужно».

2010_history_06Впрочем, на итоговый результат гонки это не повлияло – экипаж Юрия Протасова и Александра Горбика был снят с соревнований за получение посторонней помощи в ходе гонки. «Узнав о случившемся с экипажем Протасова и Горбика, я подошел к Юре и сказал ему, что писать протесты и снимать его с гонки лично я не буду, – объяснял свою позицию Салюк. – Да, формально поводов для снятия Протасова с гонки было предостаточно, и это отрицать не может никто. Я не стал бы акцентировать на этом внимание, но команда решила по-другому: был подан протест, и результат наших соперников был аннулирован. Что ж, возможно, это просто итог давнего соперничества наших команд и амбиций их лидеров». В итоге заслуженная победа досталась Салюку; впервые после трех неудач финишировал на четвертом месте абсолюта и Горбань. 

Ситуация, сложившаяся после этого в чемпионате Украины, была весьма неоднозначной. Дело в том, что изначально в календаре ЧУ было заявлено семь этапов; и в этом случае у Салюка оставались еще теоретические шансы на завоевание очередного титула. Однако организаторы ралли «Донбасс», сославшись на объективные трудности, заявили об отмене своего этапа, вручив таким образом досрочное чемпионство Протасову. 

После этого выступление Prime Rally Team на херсонском ралли «Чумацкий Шлях», ставшем, таким образом, финальным этапом серии, имело уже исключительно маркетинговый смысл. Возможно, это определенным образом повлияло на настроение экипажей – судить тяжело. В любом случае, факт остается фактом: в Херсоне обе машины команды вновь покинули трассу досрочно, на этот раз исключительно по техническим причинам. Так закончился объективно самый неудачный и тяжелый сезон команды, носившей в свое время названия MacCoffee Rally Team и Prime Rally Team. Впрочем, не за горами был новый чемпионат и совершенно новая страница в истории киевского коллектива…

03-10-2017 1395
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца