Стартовый ордер в WRC: хорош он или плох?

За последние полтора десятилетия в раллийном чемпионате мира не раз возникали бурные дискуссии о том, в каком порядке должны стартовать экипажи на протяжении всей гонки. И практически любой реализованный вариант (прямой или обратный порядок старта, проведение квалификации) не избежал критических замечаний – недовольные находились всегда… Да и многие участники начинали откровенно «химичить» с результатами, лишь бы избежать невыгодной позиции – сбрасывали скорость или даже останавливались перед финишем допа.

В этом году действует следующий принцип формирования стартовой ведомости. В пятницу и субботу все экипажи на технике WRC стартуют согласно своему текущему положению в общем зачете чемпионата мира – лидер открывает трассу, за ним отправляются все его преследователи. В воскресенье все лучшие экипажи по итогам двух первых дней стартуют в обратном порядке – лидер гонки появляется на трассе уже после всех соперников. Есть одно важное уточнение – все экипажи, сошедшие в пятницу-субботу и вернувшиеся в гонку с помощью Rally2, на следующий день исполняют обязанности «открывающих» трассу.

Возможно, подобное формирование стартовой ведомости и не привлекло бы такого внимания, если бы не вечное недовольство Себастьяна Ожье, который с самого начала сезона исправно стартует первым и чистит соперникам трассу. Особенно негодовал француз на майском Vodafone Rally de Portugal, где потерпел поражение от своего одноклубника Яри-Матти Латвалы – финн тогда оказался на 8,2 с быстрее.

В редакции Rally.UA решили изучить нынешнюю ситуацию и попытаться ответить на некоторые вопросы.

Влияет ли изменение стартового порядка на интерес к WRC?

Павел Скобленко: Безусловно, влияет. Болельщики получают множество дополнительных возможностей подискутировать на тему «Как сложится гонка для того или иного пилота, который будет стартовать завтра первым или десятым? А что было бы, если бы Имярек такой-то получил бы в субботу не первую, а пятую стартовую позицию?» И комментарии пилотов на эту тему особенно подогревают интерес к будущим гонкам. Согласитесь, если бы Себастьян Ожье не брюзжал постоянно на эту тему и не подчеркивал, что почти все время находится в проигрышном положении, о нынешнем стартовом порядке быстро забыли бы…

Дмитрий Левчук: Все проблемы WRC в нынешнем виде лежат точно не в определении стартового порядка. Так уж получилось, что сейчас мы переживаем эпоху Себастьяна Ожье, который вытеснил с трона Себастьяна Лёба, которому не было равных девять лет. Именно от имени победителя во многом зависит, насколько «интересный» чемпионат. А выиграл гонку Лёб/Ожье с первой или десятой позиции на старте – вопрос второстепенный. А для стороннего обывателя и потенциального фаната WRC – так точно. В последние годы FIA слишком часто меняла принцип распределения мест на старте, но выиграл ли от этого чемпионат? Фавориты все те же, а интерес – всё тот же.

Какой вариант формирования стартового порядка из всех применявшихся в чемпионате мира кажется самым оптимальным? Можете предложить какие-то другие схемы?

Павел Скобленко: Сложно сказать… Мне кажется, до середины 90-х годов как-то не было таких яростных дискуссий на эту тему, все было предельно просто: лидируешь в чемпионате или в гонке – будь добр, стартуй первым! Докажи, что ты действительно лучший и можешь выиграть в любых условиях! Тот же Себастьян Ожье порой выглядит немного комично со своими частыми жалобами на невыгодную стартовую позицию – ведь француз в этом году выиграл пять этапов из семи, в том числе в Мексике и на Сардинии! При таком превосходстве в классе и скорости – и без конца жаловаться на неравные условия…

Лично мне нынешняя система кажется вполне оптимальной. Во-первых, лидер не получает на самом старте явного преимущества в виде расчищенной трассы. Во-вторых, в большинстве случаев уже в субботу перед ним стартуют экипажи, вернувшиеся в гонку с помощью Rally2 – и снимают с лидера немалую часть бремени «чистильщика». По большому счету, фаворитам необходимо продержаться лишь самый первый день, а дальше ситуация немного улучшается за счет «возвращенцев» по Rally2.

Вообще-то, получается интересная взаимосвязь – чем тяжелее и убойнее трасса, тем больше неудачников стартует в субботу перед фаворитом… А на более мягких и щадящих дорожках роль стартовой позиции не так уж и велика – что и продемонстрировало недавнее Rally Poland, где Ожье почти 90% дистанции ехал первым и сумел выиграть гонку. Не исключено, нечто подобное произойдет и через две недели на этапе в Финляндии – тамошние лесные дороги не имеют такого «тормозящего» эффекта для открывающих трассу экипажей.

Дмитрий Левчук: Для меня лично главная ценность автоспорта – это чистая борьба за секунды. Если гонщик быстрейший, то он заслуженно должен находиться на первой позиции. В связи с этим, недавний формат с предстартовой квалификацией был наиболее оптимальным: сильные гонщики выбирали удобные стартовые номера и ехали гонку так, как им позволяли собственные силы, а не сторонние факторы.

И этот формат был не так уж и плох с точки зрения интриги. Например, в 2012-м году Латвале в борьбе с Лёбом мешали не невыгодные условия на старте, а собственные ошибки. То же самое происходит и в этом сезоне. Более того, в равных условиях нормальному человеку должно быть интереснее догнать лидера. В основе в любом случае будет чистая скорость пилота.

Что же касается нынешних правил, то они в первую очередь бьют по фавориту. Кто до начала сезона мог сказать, что перевес Ожье будет настолько неоспоримым? Все (FIA так точно) в душе надеялись, что Латвала, Нёвилль, Мик или кто-то другой благодаря новым правилам сможет навязать борьбу лидеру. Этого не случилось лишь потому, что перевес Себастьяна оказался огромным. И в такой ситуации это не идет на руку WRC – лучший пилот громит конкурентов даже в таких условиях. За счет чего подогревается интерес? Точно не за счет второго места Паддона, которому в нормальных условиях до первого подиума нужно было бы провести еще пару сезонов в WRC. Чтобы подобные правила действительно привели к повышению «интересности», нужно просто перевести Ожье в WTCC.

Как «остановить» лидера и добавить непредсказуемости на этапах WRC?

Павел Скобленко: Как я уже говорил выше – уверен, нынешний принцип сформирования стартового порядка является оптимальным. Лидер немного «притормаживается», но в меру – без каких-либо катастрофических потерь скорости и времени. А остальные получают шанс «пободаться» с фаворитами – причем этот шанс надо еще как-то реализовать, а не просто взять готовеньким. И вот как раз такое удается далеко не всем…

Проблема нынешнего чемпионата мира лишь в одном: за последние десять с лишним лет наблюдается одна и та же неизменная картина – есть один безоговорочный фаворит, который на голову выше всех остальных. Сначала таким «Доминатором» был Себастьян Лёб, сейчас его на этом посту заменил Себастьян Ожье – и подобное положение дел не смогут изменить никакие эксперименты со стартовым порядком!

Не хватает главного – одновременного присутствия в чемпионате минимум двух таких грандов (желательно, в разных командах). Можно только пожалеть о том, что Лёб не рискнул в 2013 году сразиться с Ожье на равных – когда оба пилота являются безоговорочными лидерами в своих командах и избавлены от необходимости соблюдать «корпоративную» субординацию (как это было у обоих Себастьянов в 2011 году в Citroen Racing).

Дмитрий Левчук: Если сейчас перевести всех топ-пилотов Формулы-1 в ралли, то WRC получится крайне интересным – победитель будет меняться от этапа к этапу, ведь гонщики примерно равны. Так уж получилось, что в WRC в последние десять лет есть один фаворит, которого и пытаются «остановить». Давайте мысленно перенесем эти правила в 90-е, когда на раллийных трассах были монстры. Разве нужно было тогда играться со стартовым порядком и выдумывать лишние развлечения? Конечно же, нет. В любом виде автоспорта случаются длительные периоды доминирования – это было, есть и будет, но все-таки это общая заслуга пилота и команды, которые своими действиями заслуживают такой статус. Возвращаясь к прямому вопросу, то фантазии тут предостаточно. Вплоть до специального прокалывания колес лидеру🙂

Может ли FIA вновь рассмотреть проект «перестрелки» (так называемого Shoot Out) на последнем допе и в корне изменить суть ралли? Напомним, принцип Shoot Out таков: перед финальным допом вся борьба за призовые места начинается заново – два лучших экипажа по итогам всей гонки на этом СУ разыграют между собой первое-второе места, следующая двойка разыграет третье-четвертое места и т.д. Позднее эта концепция была слегка пересмотрена – предложено разбивать участников не на двойки, а на тройки или даже четверки.

Павел Скобленко: Это, скорее, другой вопрос – по какому принципу следует определять победителя гонки? Может, в FIA опять вернутся к этой теме – ход мысли высших спортивных боссов предсказать невозможно. Лично мне идея суперфинала с элементами лотереи не нравится – такое сложно назвать ралли, поскольку Shoot Out просто перечеркивает почти все завоеванное в течение двух-трех дней… Не говоря уж о том, что может возникнуть множество невразумительных ситуаций, связанных с положением экипажа в протоколах – при желании, могу придумать минимум два реальных спорных момента, способных испортить всю гонку.

Что хорошего в том, что экипаж, сумевший в тяжелом трехдневном бою вырваться в лидеры с отрывом в 20-30 секунд, потом теряет все в суперфинале из-за проигрыша в десятую долю секунды? Это все-таки ралли, а не ралли-кросс! Это примерно то же самое, чтобы в гонке Формулы-1 остановить всех участников за круг до финиша 300-километрового Гран-При, аннулировать все их отрывы – и предложить тройке лучших разыграть победу в квалификационном заезде из одного круга. Динамично? Возможно. Интересно? Вряд ли. А уж со спортивной точки зрения – по-моему, вообще бессмысленно.

Дмитрий Левчук: Когда впервые возник вариант с «перестрелкой», то у многих участников чемпионата и просто болельщиков появилось множество вопросов. Конечно же, такой формат полностью изменит суть ралли. Любые изменения в первую очередь должны идти на повышение уже упомянутой интересности к чемпионату. С «перестрелкой» мы искусственно повышаем интерес к последнему допу, но как быть со всей остальной гонкой?

Тем не менее, исключать введение «перестрелки» в каком-то виде нельзя. Команда Volkswagen в прошлом году не была жесткой противницей изменения формата, а на заседании Мирового совета по автоспорту этот проект был отправлен на «доработку». Есть у меня подозрения, что FIA готовит нам сюрприз. Возможно, не в таком глобальном виде. Точно можно сказать, что принцип Power Stage пока себя не очень оправдывает и в ближайшем будущем этот формат должен быть пересмотрен. Вариантов для каких-то промежуточных решений масса.

Фото Volkswagen, michelin.com

04-10-2017 397
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца