Из легендарной когорты: Ханну Миккола

К началу 60-х годов прошлого века финны уже входили в число сильнейших раллистов Европы, но явными лидерами все-таки не считались – на первых ролях чаще пребывали немецкие и шведские пилоты (Вальтер Шок, Ойген Бёрингер, Гуннар Андерссон, Эрик Карлссон, Том Трана). Но как раз именно то десятилетие и стало настоящим прорывом в финском ралли – вспыхнуло целое созвездие, состоявшее из таких выдающихся раллистов, как Тимо Мякинен, Рауно Аалтоне, Симо Лампинен, Паули Тойвонен!

Как раз в то время на спортивной арене появился Ханну Миккола – будущая легенда, один из немногих пилотов в истории, которому удалось более двух десятилетий продержаться на высшем уровне ралли и охватить почти все знаменитые эпохи в чемпионате мира. По большому счету, Миккола не «дотянул» лишь до появления автомобилей категории WRC – впрочем, финн все равно успел попробовать свои силы и за рулем подобной техники – но скорее ради собственного удовольствия, в 2000 году на одном из ралли в Ирландии.

Биография Микколы мало чем отличается от жизнеописаний большинства известных финских раллистов – Ханну родился 24 мая 1942 года в Йоэнсуу (Восточная Финляндия), но в гонках начал участвовать довольно поздно, ближе к двадцати годам. Какое-то время пробовал свои силы в качестве штурмана, но без особого успеха. А в 1963 году дебютировал в качестве пилота – первым серьезным стартом стало выступление на знаменитом «Ралли 1000 озер» за рулем Volvo 444. На первых порах серьезных успехов не было – отдельные выступления на международных гонках (точнее, на 1000 Lakes Rally) и в чемпионате Финляндии.

Первый заметный прорыв состоялся в 1967 году. Зимой Ханну Миккола стартовал на легендарном Rallye Monte Carlo (за рулем Lancia Fulvia), а летом впервые поднялся на подиум 1000 Lakes Rally, когда на Volvo 122S финишировал третьим. И тут-то на него наконец-то обратили внимание серьезные участники – уже в 1968 году финн получил место в команде Datsun, в составе которой трижды стартовал на родстере Datsun 2000 Fairlady (стал девятым в Монте-Карло и десятым на голландском Tulpenrallye).

Основные успехи 1968 года были впереди – Микколу быстро оказался за рулем Lancia Fulvia, но итальянская техника оказалась слишком строптивой (три схода в четыре стартах), принеся своему пилоту только второе место на австрийском Alpenfahrt. Звездным часом стало опять-таки 1000 Lakes Rally – Ханну получил в свое распоряжение один из лучших автомобилей того времени, знаменитый Ford Escort Twin Cam, и одержал первую победу на домашней гонке! Попутно Миккола завоевал титул чемпиона Финляндии.

Именно тот успех на финском ралли предопределил дальнейшую карьеру Ханну Микколы на ближайшие шесть лет – он стал фирменным пилотом марки Ford. Правда, яркие гонки часто чередовались с постоянными сходами из-за технических проблем и эффектными авариями. Но ряд заметных успехов в 1969-1974 годах все же сделали Ханну одним из сильнейших пилотов мира – победа на знаменитом марафон London-Mexico World Cup Rally 1970 года, три подряд выигранных 1000 Lakes Rally (в 1968-1970 годах), триумф на East African Safari Rally (1972)… К этому можно добавить еще один титул чемпиона Финляндии в 1974 году.

Но после ухода из Ford начались бесконечные скитания по разным командам, которые затянулись на три года – Ханну успел поездить в составе Fiat, Peugeot, Toyota и Mitsubishi. Подобная чехарда вряд ли могла закончиться чем-то хорошим… Если в 1975 году Миккола все-таки выиграл два этапа WRC, в Марокко (Peugeot 504) и Финляндии (Toyota Corolla), а также стал вторым в Монте-Карло и Португалии (Fiat 124 Abarth), то потом все окончательно «посыпалось» – финн до финиша добирался лишь в одном случае из трех. Единственными проблесками стали лишь два подиума за рулем Toyota Celica 2000 GT– в Финляндии-1976 и Британии-1977.

Только после возвращения в Ford в 1978 году удалось обрести прежнюю стабильность и результативность. Но на некоторых специфических гонках (Аргентина, Кения, Кот-д’Ивуар) Миккола стартовал за рулем Mercedes-Benz. И это не мешало ему добиваться успехов как на Ford Escort RS1800, так и на Mercedes-Benz 450/500 SLC – за три года он выиграл по четыре этапа WRC (три на Ford, один на Mercedes) и ERC (в составе «Голубого овала»). В итоге, он в 1978 году стал чемпионом Великобритании, а в 1979-1980 годах дважды завоевал титул вице-чемпиона мира (впереди оказывались швед Бьорн Вальдегард и немец Вальтер Рёрль).

Но звездный час Ханну Микколы был еще впереди – в конце 1980 года финн подписал контракт с заводской командой Audi, которая только готовилась к своему приходу в чемпионат мира. Причем поздней осенью того года Ханну успел проехать за рулем новейшей Audi Quattro португальское Rali Urbibel Algarve – правда, пока в качестве пилота «нулевого» экипажа. Именно Ханну стал одним из первых пилотов, кто сумел очень быстро «приручить» полноприводную технику, обладавшую весьма своенравным и строптивым характером…

С того момента и начался самый стремительный взлет раллийной карьеры Микколы, хотя заветного титула он все-таки не сразу достиг – были обидные неудачи и даже дисквалификация. Но все-таки финн за два года одержал четыре победы и дважды подряд стал третьим призером WRC. В 1981 году он уступил финну Ари Ватанену (Ford) и французу Ги Фрекелену (Talbot), а в следующем сезоне – немцу Вальтеру Рёрлю (Opel), второй раз завоевавшему титул, и своей коллеге по команде Audi, легендарной француженке Мишель Мутон.

Но сезон 1983 года наконец-то увенчался долгожданным триумфом – в грандиозном сражении за высший титул, в котором схлестнулись Ханну Миккола на Audi Quattro A2 и действующий чемпион мира Вальтер Рёрль на заднеприводной Lancia 037 Rally, успех наконец-то сопутствовал финну (четыре победы на этапах против трех у немца)! Не последнюю роль в этом успехе сыграла команда, которая сделала все возможное (и в техническом, и в финансовом плане), чтобы Ханну смог выступить на всех раундах чемпионата мира.

Как известно – намного легче завоевать чемпионский титул, чем его защитить… Эту житейскую мудрость пришлось постичь и Ханну Микколе, который в следующем, 1984 году вновь стал вице-чемпионом, одержав лишь одну победу и уступив титул своему шведскому одноклубнику Стигу Бломквисту. После этого его карьера стремительно пошла на спад – финн хоть и оставался пилотом Audi, но количество выступлений резко сократилось (четыре старта в WRC-1985 и лишь один в WRC-1986). Последней яркой вспышкой стал 1987 год, когда Ханну на А-групповой гигантской Audi 200 Quattro выиграл Safari Rally и стал третьим в Греции.

Когда Audi окончательно закрыла свою раллийную программу, финна быстро перехватила заводская команда Mazda, пытавшаяся пробиться в мировое ралли со своей моделью 323 4WD/GTX. Но нового взлета уже не произошло, хотя Ханну защищал цвета японской марки в четырех сезонах (1988-1991). Возраст неумолимо приближался к полувековой отметке (высшими успехами стали два четвертых места в гонках), да и у Mazda не хватило сил бороться на равных с Lancia, Toyota и Mitsubishi – лишь три победы за несколько лет…
 
В последний раз зрители смогли увидеть Ханну Микколу на трассах чемпионата мира в 1993 году, когда ему исполнился 51 год – финн стартовал на двух скандинавских этапах WRC. Причем в обоих случаях он получил приглашения в заводские команды в качестве боевого пилота – 555 Subaru WRT (сход в Швеции на Subaru Legacy RS) и Toyota Castrol Team (седьмое место в Финляндии за рулем Toyota Celica Turbo 4WD ST185)!

Остается подвести краткие итоги уникальной карьеры Ханну Микколы, ставшего одной из легенд мирового ралли и представителем легендарной «Эскадрильи летучих финнов», просуществовавшей четыре десятилетия (от Рауно Аалтонена, Тимо Мякинена и Паули Тойвонена до Юхи Канккунена, Томми Мякинена и Маркуса Грёнхольма). Итак, на его счету 123 старта в WRC, 18 побед на этапах (несколько лет Ханну был абсолютным лидером по этому показателю, пока его в 1988 году не превзошел Маркку Ален) плюс 26 подиумов.

При этом Миккола до сих пор занимает пятое место в истории по количеству выигранных допов (654), уступая лишь Юхе Канккунену (700), Карлосу Сайнсу (756), Маркку Алену (821) и Себастьяну Лёбу (906). Еще одним уникальным достижением являются семь побед на Ралли Финляндии – лишь Маркус Грёнхольм в 2007 году сумел повторить это достижение. И пока не видно, кто в будущем сможет побить этот рекорд… Кроме того, Ханну принадлежит еще один уникальный рекорд – он единственный в истории пилот, который выигрывал этапы WRC за рулем автомобилей пяти разных марок (Ford, Peugeot, Toyota, Mercedes и Audi)!

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото McKlein, forum-auto.com, neilfletcherracing.co.uk, Peugeot, 2000gt.net, Daimler AG, Audi Sport, ewrc.cz

04-10-2017 688
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца