Хенри Тойвонен: кумир нации

Если спросить какого-либо финского гонщика о кумире детства, то с большой долей вероятности в ответ можно будет услышать – Хенри Тойвонен. Легендарный финн не становился чемпионом мира, но за свою не очень долгую карьеру в WRC успел заявить о себе так, что вписал свое имя в вечность.

С 2017 года в раллийный чемпионат мира вернутся машины с более агрессивной внешностью, причем это будет сопровождаться заметным ростом мощности. Болельщики и обозреватели со стажем уже успели окрестить этот процесс началом второй эпохи группы В. Первая же завершилась в 1986 году после трагического случая на Tour de Corse: Хенри Тойвонен и его штурман Серджио Кресто погибли в катастрофе, которая оставила после себя множество вопросов, так и не получивших ответа. И вот на виртуальном пересечении этих эпох мы решили рассказать подробнее о славном гонщике.

На пути в Формулу-1
Хенри суждено было стать гонщиком. Он появился на свет в Ювяскюля 25 августа 1956 года. Этот город тогда еще не стал легендой в мире ралли, но уже пять лет принимал Ралли Финляндии. Еще одним сопутствующим фактором для Хенри стало то, что его отец , Паули, выступал в ралли и после рождения сына добился неплохих результатов, главным из которых стало завоевание титула чемпиона Европы.

Как и многие звезды автоспорта, Тойвонен-младший научился водить в пять лет, затем начал свою карьеру в картинге. Серия успехов постепенно привела к дебюту в Formula Vee, где Хенри шаг за шагом прогрессировал и в 1977 году стал чемпионом Финляндии. На дальнейшее развитие его спортивной карьеры повлияли родители, которые посчитали, что ралли безопаснее, чем кольцевые гонки. В 70-х в подобное мнение было очень близко к истине, поэтому этот выбор понять можно. Хенри полностью сосредоточился на ралли, а его карт в 1974 году был продан семье Мики Хаккинена (ему тогда было 6 лет), ставшего впоследствии двукратным чемпионом мира в Формуле-1.

Ожидание шанса
В большом ралли Хенри Тойвонен дебютировал в возрасте 19 лет – в 1975 году он вышел на старт Ралли тысячи озер (так еще называли Ралли Финляндии) за рулем Simca Rallye II, но до финиша не добрался. Вторая же его попытка в WRC состоялась лишь два года спустя. К удивлению публики, Хенри на далеко не самом быстром Chrysler Avenger финишировал пятым в абсолюте и одержал победу в классе 1/3!

Этот успех должен был помочь Тойвонену начать новую жизнь. На него обратили внимание серьезные команды, но до больших перемен было еще далеко. Уже с 1978 года Хенри начал регулярно стартовать на этапах чемпионатов мира и Европы – за два сезона у него было 13 стартов в WRC и ERC, причем на самых разных автомобилях (Chrysler Avenger, Citroën CX 2400 GTI, Porsche 911, Talbot Sunbeam, Ford Escort RS1800, Fiat 131 Abarth). Однако значительных успехов пока не было – две трети стартов завершились сходами, высшим достижением стало второе место на Arctic Rally.

Но скорость Хенри Тойвонена не вызывала сомнений – и в 1980 году финн получил место в фирменной команде Talbot. Не обошлось без резких перепадов – сезон открылся победой на Arctic Rally, финском раунде чемпионата Европы. Затем последовали два схода на этапах WRC, в Португалии и Финляндии. Но завершение сезона стало триумфальным – за рулем Talbot Sunbeam Lotus Хенри сначала стал пятым на Rallye Sanremo, после чего последовал сенсационная победа на британском Lombard RAC Rally!

В Британии Тойвонен на четыре с половиной минуты опередил знаменитого земляка Ханну Микколу и почти на 14 минут – Ги Фрекелена (будущего шефа Citroen Racing), своего коллегу по команде Talbot Cars GB. Хенри почти три десятилетия оставался самым молодым победителем этапа WRC (на тот момент ему исполнилось 24 года и 86 дней) – вплоть до Uddeholm Swedish Rally 2008, которое выиграл Яри-Матти Латвала в возрасте 22 лет 313 дней!

Из команды в команду
В 1981 году финн семь раз стартовал в чемпионате мира, но его Talbot Sunbeam Lotus не радовал ни скоростью, ни надежностью – четыре схода и два подиума (Португалия, Италия). Следующие два сезона финн провел в заводской команде Rothmans Opel Rally Team, но стремительного взлета не произошло – серия стартов в чемпионатах мира и Европы принесла ему несколько подиумов, но сходов все равно оказалось заметно больше. Кроме того, наступала эпоха монстров группы В с полным приводом – и на заднеприводных Opel Ascona 400 и Opel Manta 400 все сложнее было рассчитывать на успех.

В 1984 году последовала очередная перемена в жизни Хенри Тойвонена. Финн на протяжении сезона параллельно выступал в двух разных заводских командах – Rothmans Porsche Rally Team (в чемпионате Европы, на Porsche 911 SC RS) и Lancia Martini Racing (три старта в WRC за рулем Lancia 037 Rally). Аварий по-прежнему хватало, но вице-чемпионом Европы финн все-таки стал – уступив, по иронии судьбы, лишь итальянцу Карло Капоне на… Lancia 037 Rally!

В 1985 году Тойвонен окончательно стал заводским пилотом Lancia, но тот сезон был испорчен почти полностью – уже в апреле Хенри попал в тяжелую аварию на Rally Costa Smeralda (этапе чемпионата Европы), получил повреждения шейных позвонков и почти на четыре месяца выбыл из строя. Кроме того, заднеприводная Lancia 037 Rally слишком «задержалась» в гонках и нечасто позволяла своим пилотам бороться за победы. Но завершился год успешно – на британском Lombard RAC Rally дебютировала полноприводная Lancia Delta S4, за рулем которой Хенри Тойвонен (ехавший с новым штурманом Нейлом Уилсоном) одержал свою вторую в карьере победу на этапе чемпионата мира!

Краткосрочный взлет
Конец 1985 года обещал Хенри Тойвонену немало будущих триумфов. Lancia наконец-то представила Delta S4, способную бросить вызов признанным фаворитам – Audi Quattro и Peugeot 205 T16. И яркая победа в Великобритании под занавес сезона дала всем понять – у финна наконец-то появилась серьезная техника, на которой он сможет бороться за титул!

Первый же этап WRC-1986 Тойвонен выиграл – ему покорилась легендарная гонка в Монте-Карло. На этом ралли финн стартовал с новым штурманом – итальянским американцем Серджио Кресто (интересно, что он вместе с Карло Капоне в 1984 году выиграл чемпионат Европы, опередив экипаж Хенри Тойвонена и Юхи Пииронена). Тойвонен очень часто менял своих навигаторов, но новый союз обещал стать одним из лучших в ралли – и на долгие годы.

Второй этап прошел в Швеции, где финн вырвался в лидеры, но из-за проблем с двигателем вынужден был сойти. Не удалось добиться успеха и в Португалии, но тогда были очень серьезные обстоятельства – по  ходу гонки португалец Жоаким Сантуш на Ford RS200 вылетел с трассы в толпу зрителей, что привело к гибели трех человек. Тогда все заводские команды, включая Lancia, после этой трагедии дружно отказались от дальнейшего выступления в гонке. Следующим раундом должна была стать Корсика…

Трагедия
Потеря лидерства в чемпионате подстегивала Тойвонена на Корсике бороться только за победу. Финн стартовал в гонке с температурой под 40 градусов, но мужественно сражался и с собой, и с трассой. К сложности «закрученной» корсиканской трассы добавились не только жуткая погода, но и, как это ни удивительно, быстрая и резвая Delta S4. Хенри не раз упоминал, что мощность машины избыточна для таких дорог и ему нужно прикладывать много усилий, чтобы просто справиться с управлением.

Несмотря на все эти обстоятельства, Тойвонен постепенно отрывался от своих соперников – и его преимущество в какой-то момент стало просто колоссальным. Впрочем, по ходу корсиканского ралли от него все еще можно было периодически услышать предостережение: “Гонка просто безумная, несмотря на то, что все пока в порядке. Но если возникнут проблемы – ждите неприятностей”.

На СУ18 пришли трагические новости: экипаж Тойвонена и Кресто вылетел с трассы, автомобиль после падения вниз по крутому склону буквально взорвался – оба гонщика погибли. По свидетельствам других пилотов, в месте трагедии они даже не увидели каких-либо следов торможения – машина просто ушла с трассы по прямой. Многие полагают, что экипаж погиб еще в момент удара в дерево, а не от последовавшего взрыва и пожара. В любом случае, у них не было шансов….

Были и другие версии трагедии – это испарения содержащегося в бензине толуола, который тогда активно использовался для улучшения рабочих характеристик машины. Он тормозит работу нервной систем человека и, возможно, сыграл свою роковую роль – Хенри в таком состоянии мог не справиться с управлением на сложной трассе. Некоторые считают, что одной из причин катастрофы стало употребление жаропонижающих препаратов, которые тоже снижают скорость реакции человека.

Уроки
Печальная особенность автоспорта в том, что многих ошибок (технических, организационных, спортивных) обычно не замечают до момента трагедии. Только смерти заставляют обратить внимание на недостаточный уровень безопасности в тех или иных направлениях. Хенри Тойвонен стал жертвой быстрой, но почти неуправляемой техники, на которой мечтал выиграть титул.

Сезон 1986 года стал последним для машин группы В. Это был очень яркий  и красочный, но и одновременно – самый опасный период в истории ралли. С тех пор подход к безопасности кардинально изменился – как в конструкции машин, так и в работе с болельщиками. Только после значительного прогресса в этой области FIA теперь может вернуться к начинаниям середины 80-х годов прошлого века.

© Дмитрий Левчук
Фото rallymania.forumfree.it, maxrally.com, hooniverse.com, autoandrive.com, caranddriver.gr, iltasanomat.fi

04-10-2017 741
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца