FIA: большая «чистка» в классах

Старая система, утвержденная еще в 80-х годах прошлого века (предусматривавшая разделение раллийной техники по двум уровням подготовки, группа А и группа N), начала «трещать» в 90-х годах, когда появились первые кит-кары и World Rally Car. А в последние десять лет начала окончательно разваливаться – с приходом автомобилей Super 1600, Super 2000, Regional Rally Car, группы R… В итоге, за последние пять лет систему классов успела уже два раза радикально изменить – но «нестыковки» все равно остались.

В настоящий момент большой проблемой остается класс RC2, который превратили в совершенно неудобоваримую «сборную солянку». Ведь в одной нише оказались автомобили сразу пяти разных категорий – Super 2000 с атмосферными двухлитровыми двигателями, Regional Rally Car c турбомоторами объемом 1,6 л (рестриктор 30 мм), новые R5 (турбомоторы до 1620 куб.см и рестриктором 32 мм), класс R4 и почему-то N4, которые по своим характеристикам проигрывают всем остальным «одноклассникам»!

Не удивительно, что еще в прошлом году начались попытки как-то «унифицировать» этот злополучный класс RC2. Первым шагом стал полный запрет с 2015 года автомобилей класса R4 во всех официальных ралли FIA в Европе – прежде всего, на европейских этапах WRC и в чемпионате Европы. Зато разрешили использование этой техники во всех остальных региональных сериях FIA (Африка, Ближний Восток, Южная и Центральная Америка, азиатско-тихоокеанский регион), а также на этапах чемпионата мира за пределами Европы.

Затем под удар попали автомобили категории Regional Rally Car, которые представляют собой упрощенную версию WRC (рестриктор 30 мм вместо 33 мм, более легкий маховик, стандартный аэродинамический пакет от S2000 и т.д.). В FIA взяли курс на то, чтобы потихоньку «прикрыть» RRC и сделать технику R5 флагманом класса RC2 – с расчетом на то, что прежние атмосферные S2000 просто уйдут естественным путем (истечет срок омологации), а RRC загнать в более жесткие рамки и сделать их непопулярными.

Первый звонок прозвенел еще год назад, когда Eurosport Events Ltd (официальный промоутер ERC) объявил, что 2015 год станет последним, когда экипажи на технике RRC смогут выступать в зачете чемпионата Европы – с 2016 года эта категория оказывается за бортом ERC. Когда пару месяцев назад был принят новый регламент категории WRC, вступающий в силу с 2017 года, то стало ясно – Regional Rally Car осталось совсем недолго жить на международном уровне (ибо их вряд ли станут строить на базе World Rally Car нового поколения).

А недавние решения World Motor Sport Council, принятые около месяца назад, только подтвердили этот вывод – с 2016 года автомобили RRC должны получить рестриктор меньшего размера, что должно сделать их менее конкурентоспособными по сравнению с R5. То есть прямого запрета RRC как бы нет, но для них создаются невыносимые условия – по идее, это заставит команды поскорее перейти на технику R5. Интересно, какой рестриктор «пропишут» в 2016 году? Напомним, сейчас RRC «придушены» шайбой 30 мм – для сравнения, переднеприводные автомобили класса R3T оснащены рестриктором 29 мм… Куда уж меньше?!

Можно не сомневаться, что такие меры просто выживут Regional Rally Car с раллийного рынка Европы. Эта техника или обоснуется где-нибудь в региональных сериях FIA вроде Ближнего Востока (одного из главных потребителей RRC), или уйдет в национальные чемпионаты и кубки (в версии RRC или «конвертируются» в WRC). Многие команды уже начали процесс перехода на технику R5 – даже Нассер Аль-Аттия, до последнего хранивший верность RRC, признал, что в следующем году планирует выступать только на Skoda Fabia R5.

На фоне дискуссий вокруг RRC как-то затерялся еще один интересный факт – с 2016 года в рамках WRC-2 не будет проводиться Production Cup (для участников на традиционной технике N4). Таким образом, FIA сейчас активно вытесняет из чемпионата мира и технику группы N – как раз на региональный (ERC, European Rally Trophy) и национальный уровни… Кстати, более тридцати лет назад группа N и была учреждена именно как дешевая техника для национальных серий – о чем и свидетельствует ее буквенное обозначение (N – National).

В принципе, такой шаг имел бы смысл, если бы взамен были предложены какие-то официальные «серийные» зачеты (вроде нынешнего ERC-2 в рамках чемпионата Европы) – например, вполне можно было бы учредить FIA European Rally Trophy Production Cup. В принципе, такой шаг мог бы привлечь хотя бы часть экипажей, которых «вытолкнули» из WRC-2… Но в настоящий момент понятно только, что FIA намерена постепенно свести класс RC2 исключительно к технике R5 – путем постепенного устранения R4, RRC, N4 и S2000.

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото conceptcarz.com, Motorsport.com, Skoda Motorsport, Rally Estonia

04-10-2017 596
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца