Чемпионат Польши: классовые вопросы

Как уже было отмечено в предыдущем обзоре, реформы чемпионата Польши предусматривали не только снижение расходов организаторов и участников, но и максимальную либерализацию технического регламента – все это позволило бы выступать в первенстве практически всем желающим, на любой гоночной технике (разумеется, с целым рядом ограничений, предусмотренных требованиями безопасности). Как же выглядит обновленная система групп и классов в 2015 году?

При изучении польской системы классификации следует принять во внимание, что с 2015 года в чемпионате Польши утверждены два основных зачета. Первый – абсолютный, в котором участвуют все без исключения. Второй – так называемый общий 2WD, для экипажей на технике с приводом на одну ось (за исключением двух классов, RGT и Open 2WD, в которых участники могут бороться только за очки в абсолюте и в своих классах). Исходя из этого, формировалось нынешнее деление на группы и классы.

Существует еще одно существенное ограничение – автомобилям категории WRC (вне зависимости от их возраста) дорога в польский чемпионат закрыта. Сейчас раллийную технику в Польше можно разделить на три основные категории – международную (автомобили с действующей омологацией FIA, либо срок которой истек менее четырех лет назад), группу HR (автомобили, срок омологации которых истек более четырех лет назад) и группу Open (для 4WD и 2WD).

С международной категорией все понятно, она насчитывает восемь классов:
класс 2 – Super 2000, RRC (с рестриктором 30 мм), R5
класс 2N – традиционный N4 (свыше 2000 куб.см)
класс RGT – категория GT
класс 3 – Super 1600, A7 (до 2000 куб.см), монопривод группы R с рабочим объемом двигателя свыше 1600 куб.см (R2C, R3C, R3T, R3D)
класс 4 – А6 (до 1600 куб.см), кит-кары до 1600 куб.см (за исключением S1600, отнесенных к классу 3), R2B (с атмосферными двигателями до 1600 куб.см или турбомоторами до 1067 куб.см)
класс 4F – отдельно выделены Ford Fiesta R2 с атмосферными двигателями до 1600 куб.см
класс 4N – традиционный N3 (до 2000 куб.см)
класс 5 – А5 (до 1600 куб.см), N1/2 (до 1600 куб.см), R1A/B (серийные автомобили с атмосферными двигателями до 1600 куб.см или турбомоторами до 1067 куб.см)

Категория HR в основе своей представляет технику групп А и N (с истекшей международной омологацией), а также автомобили с национальной омологацией (действующей или истекшей):
класс HR2 – только полноприводные автомобили групп А и N (свыше 2000 куб.см), за исключением WRC
класс HR3 – группа А (от 1600 до 2000 куб.см) плюс BMW в версии E30 (до 2000 куб.см)
класс HR4 – группа А (от 1400 до 1600 куб.см), кит-кары (до 1600 куб.см)
класс HR4N – группа N (от 1600 до 2000 куб.см)
класс HR5 – группа А (до 1400 куб.см), группа N (до 1600 куб.см)
класс HR+30 – все автомобили, омологированные до 1985 года

Особый интерес представляет категория Open (допускающая радикальные переделки базового автомобиля, вплоть до использования двигателя и трансмиссии от другой марки), насчитывающая два класса – Open N и Open 2WD. Итак, что могут собой представлять автомобили этих классов?

Класс Open N. Очень либеральный класс, допускающий как использование традиционной техники класса N4 (с омологацией FIA), но с некоторыми отличиями, так и постройку прототипа (кузов от одного производителя, «начинка» от другого). Следует отметить, что в этом году все экипажи на N-групповых Subaru и Impreza сразу заявились в Open N, напрочь проигнорировав международный класс 2N (в котором за две гонки не появилось ни одного участника).

Безусловно, самым интересным направлением класса Open N является возможность постройки прототипов. В последние годы эти автомобили активно строились в Польше (особенно отличилась компания Dytko Sport, подготовившая VW Polo Proto, Hyundai i20 Proto, Peugeot 208 Proto), но не могли найти широкого применения в раллийном чемпионате. Многие интересные проекты уходили либо в другие дисциплины (вроде горных гонок или ралли-кросса), либо за границу (например, в Украине есть VW Polo Proto от братьев Дытко).

Сейчас ситуация изменилась – прототипы наконец-то получили полноценную «прописку» в польском раллийном чемпионате. Разумеется, при условии, что автомобили по своим параметрам будут полностью соответствовать требованиям класса N4. Одним из основных ограничений является применение узлов только одного из двух производителей – или Mitsubishi, или Subaru. Не допускается вариант их комбинирования – например, двигатель от Subaru «состыковать» с трансмиссией или подвеской от Mitsubishi Lancer Evo…

Существует целый перечень требований к автомобилям Open N, но в целом суть проста – можно взять кузов от любой модели, разработать аэродинамический обвес «а-ля WRC», установить «начинку» от Lancer Evo или Impreza WRX (двигатель, трансмиссия, подвеска). Самое главное – подогнать все под данное шасси (длина колесной базы не может быть изменена более чем на 3 процента, расположение двигателя не должно сильно отличаться от того, что есть в серийном автомобиле) и уложиться в требования группы N.

Подобный уровень переделок предусмотрен и для класса Open 2WD, хотя есть и отличия. В целом, принцип тот же – автомобиль может быть оснащен другим двигателем (до шести цилиндров, максимальный рабочий объем 2000 куб.см для турбомоторов или 3500 куб.см для «атмосферников») и другой трансмиссией. Но двигатель должен быть той же марки (то есть, к примеру, шасси Renault должно быть экипировано только двигателем Renault). Впрочем, возможны отклонения и от этого правила, но каждый такой случай должен быть рассмотрен в техническом комитете Главной комиссии автоспорта.

Как уже было сказано выше, экипажи на технике Open 2WD не могут участвовать в общем зачете чемпионата 2WD – фактически, их приравняли к категории RGT, предоставив им возможность бороться в абсолюте и в своих классах. Но этот факт не слишком-то отпугивает участников – если на первом этапе стартовали три экипажа на Open 2WD, то на второй раунд заявились уже шесть!

Процесс пошел? Будет интересно осенью подвести итоги сезона в реформированном польском чемпионате и оценить общие тенденции.

© Павел Скобленко
Фото Tomasz Macherzy?ski, Jakub Kaczynski, Stec Motorsport

Начало:
Чемпионат Польши: антикризисный формат

04-10-2017 596
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца