Африканская альтернатива «Дакару»

О каком-то жестком расколе, когда возникают две совершенно не признающие друг друга группы, говорить не приходится. Но все равно имеется факт, от которого трудно отмахнуться – количество недовольных переездом легендарного ралли-рейда «Дакар» в Южную Америку постепенно растет. И причин этому много – растущие расходы на участие в «Дакаре», все чаще возникающие проблемы с проведением гонки в некоторых странах (в этом году отпали Чили и Перу), да и просто нежелание видеть «Дакар» за пределами Африки…

История закрутилась в первые дни 2008 года, когда организаторы «Дакара» лишь за сутки до старта марафона вынуждены были объявить об отмене гонки – причиной такого шокирующего решения стало предупреждение французских спецслужб об угрозе терактов со стороны различных радикальных группировок, которых хватает в Северной Африке. Легко представить сумму убытков всех сторон – и организаторов, вложившихся в свою гонку, и нескольких сотен участников, уже успевших потратить свои бюджеты на подготовку к «Дакару».

По большому счету, существовало три варианта выхода из подобной ситуации – на неопределенное время приостановить «Дакары» (пока не изменится ситуация в Африке), перенести ралли-рейд в более безопасный регион либо вообще объявить о ликвидации этого спортивного мероприятия (самый фантастический вариант, конечно, но и его не стоило упускать из виду). В итоге, выбор был сделан в пользу «эмиграции» – ралли-рейд покинул африканский континент и с 2009 года перебрался в Южную Америку, где можно было найти немало интересных мест вроде аргентинских бескрайних пампасов или знаменитой чилийской пустыни Атакама.

Но очень быстро сформировалась «оппозиция», которая придерживалась мнения (разделяемого многими), что настоящий «Дакар» может быть только в Африке, на просторах Сахары – и любые другие варианты являются просто откровенной профанацией и потерей атмосферы истинного приключения. Сторонники «африканского» варианта очень быстро перешли к делу – уже в последних числах 2008 года стартовал новый ралли-рейд под названием Africa ECO Race 2009, предложивший своим участникам классические «дакаровские» маршруты в Марокко, Западной Сахаре, Мавритании и Сенегале, причем с традиционным финишем в Дакаре!

Первые шаги оказались очень непростыми. Во-первых, новым организаторам пришлось заново встраивать структуру гигантского ралли-рейда и налаживать связи на местах. Во-вторых, слишком свежи были в памяти недавние террористические угрозы – не каждый отважился бы отправиться вновь в Африку. В-третьих, магия имени «Дакар» увлекла за собой в Южную Америку практически всех основных участников этого марафона – и никого не останавливали дополнительные расходы. Престижность гонки и безопасность – превыше всего!

Итоги самого первого Africa ECO Race оказались довольно-таки обескураживающими – на старт вышли лишь 8 мотоциклов, 11 автомобилей и 4 грузовика. Отчасти спасало ситуацию присутствие таких известных пилотов, как легендарный француз Жан-Луи Шлессер (зачет автомобилей) и «грузовые» голландцы Йоханнес де Рой (победитель «Дакара» 1987 года в грузовом зачете) и Ханс Бекс. Но больше всего разочаровал уровень конкуренции – ведь Шлессер с треском выиграл гонку, на десять (!) часов опередив ближайшего соперника!

В дальнейшем, казалось, прогресса почти не наблюдалось – Жан-Луи Шлессер с его колоссальным опытом (не зря же он носит прозвище «Лис пустыни») на своем багги Schlesser Original исправно громил всех соперников, выиграв шесть Africa ECO Race подряд (2009-2014)! После этого легендарный француз в возрасте 66 лет объявил о завершении карьеры и окончательно сосредоточился на организации этого африканского марафона, причем поставил перед собой грандиозную цель – вывести эту гонку на уровень прежних «Дакаров»!

Самое интересное, что сейчас время постепенно играет в пользу африканской альтернативы «Дакара» – все-таки сам факт регулярных стартов Шлессера в Africa ECO Race служил неплохой рекламой этой гонке. И сейчас в Африку постепенно начинают возвращаться достаточно известные экипажи – бельгийцев Стефана Энрара и Жаки Ломанса, «грузовые» мастера чех Томаш Томечек и португалка Элизабет Жасинту, даже российский КАМАЗ развернул свою отдельную программу, ориентированную на Africa ECO Race.

В автомобильном зачете ситуацию тоже постепенно меняется к лучшему, хоть и не так стремительно, как хотелось бы – заводские команды вроде X-raid или Toyota пока не торопятся в Африку. Но уже наблюдается один серьезный процесс – многие частники на багги все чаще выбирают Africa ECO Race, где у них имеется отличный шанс побороться за победу или подиум (в отличие от «Дакара» с его засильем заводских команд). И сейчас эта тенденция постепенно усиливается – заметный отток из «Дакара» только усиливается…

Самая сложная ситуация пока в мотоциклетном зачете, который до последнего времени не радовал зрителей ни количеством участников (в 2010 году вообще финишировали лишь два мотоциклиста!), ни уровнем их класса. Но и здесь начались постепенные сдвиги к лучшему – например, год назад на африканских трассах появились такие гранды, как норвежец Пол Андерс Уллевольсетер и француз Давид Фретинье! Остается дождаться публикации полного списка участников гонки 2016 года и оценить дальнейшие перемены.

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото Africa ECO Race, jornaldosclassicos.com

04-10-2017 455
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца