Rally Sweden, 60-80-е годы: гонка для двоих

Как-то незаметно обнаружилось, что история шведского ралли насчитывает уже две трети столетия – впервые гонка состоялась в далеком 1950 году, то есть 66 лет назад! С тех пор Rally Sweden (по 2008 год гонка носила название Swedish Rally) не удалось провести лишь трижды, причем по самым серьезным, форс-мажорным причинам – в 1974 (топливный кризис, резко сокративший календари всех гоночных серий), 1990 (погодные условия, отсутствие снега) и 2009 (ротация в календаре WRC, когда Швецию заменила Норвегия) годах…

Три десятилетия эту гонку выигрывали только шведы – сам факт попадания в Топ-3 представителя другой страны становился центральным событием. Этот бастион пал только в 80-х годах, когда шведские раллисты начали сдавать свои позиции в WRC и на первые роли вырвались финны – счет открыл Ханну Миккола, к нему подключились знаменитые земляки (Маркку Ален, Тимо Салонен, Юха Канккунен, Томми Мякинен, Маркус Грёнхольм)… В 2004 году шведское ралли окончательно капитулировало – его впервые выиграл не-скандинавский пилот, француз Себастьян Лёб. А в 2013 и 2015 годах отличился также Сеюбастьян Ожье.

Однако вернемся к событиям далекого прошлого. Самое интересное, что по 1964 год Swedish Rally было летней гонкой и проходило в июне… В 50-х годах ралли исправно выигрывали разные экипажи – с 1950 по 1960 годы победитель ни разу не повторился. Только в следующем десятилетии наконец-то появились регулярные триумфаторы гонки – сначала две победы подряд одержал Карл-Магнус Ског на Saab 96 (1960-1961), затем вспыхнул Том Трана, чемпион Европы и звезда марки Volvo (выиграл домашнюю гонку в 1964-1965 годах, то есть и в летнем, и в зимнем вариантах). Но все это было прелюдией к появлению двух главных грандов Swedish Rally…

В конце 60-х годов стремительно взошла звезда Бьёрна Вальдегорда, получившего место в заводской команде Porsche и за несколько лет выигравшего десяток гонок (включая легендарное Rallye Monte-Carlo) за рулем Porsche 911 различных версий. Тот взлет шведа, который в 1979 году стал первым в истории раллийным чемпионом мира, принес ему также три подряд победы на Swedish Rally – в 1968-1970 годах (любителям статистики не стоит упускать из виду, что в 1968-1969 годах гонка зазывалась KAK Rallyt)…

Впоследствии Вальдегорд добавил на свой счет еще две победы в Швеции, в 1975 (Lancia Stratos HF) и 1978 (Ford Escort RS 1800 Mk II) годах, благодаря чему становился единоличным рекордсменом по выигранным Swedish Rally. Но к концу 70-х годов Бьёрн постепенно переквалифицировался в одного из лучших пилотов-«марафонцев» раллийного чемпионата мира и начал коллекционировать победы в таких гонках, как Safari Rally и Rallye Côte d’Ivoire. В итоге, шведское ралли очень скоро получило своего нового короля…

Очень быстро главным соперником Бьёрна Вальдегорда стал его соотечественник, ставший такой же легендой мирового ралли – знаменитый Стиг Бломквист, чье имя до сих пор ассоциируется в первую очередь с марками Saab и Audi. Звезда Стига вспыхнула почти сразу после взлета Вальдегорда в 60-х годах – время Бломквиста пришло в самом начале 70-х годов, когда молодой швед на своем довольно-таки архаичном Saab 96 V4 также трижды подряд (в 1971-1973 годах) выиграл Swedish Rally и сравнялся с Бьёрном по победам в Швеции!

Все 70-е годы прошли под знаком очного и заочного противостояния Вальдегорда и Бломквиста на шведских трассах – стоило Бьёрну чуть вырваться вперед, как Стиг при первой же возможности сравнивал счет. Особый интерес представлял тот факт, что Бломквист долго сохранял верность марке Saab – после успехов за рулем Saab 96 V6 пришли еще две победы на технике следующего поколения. В 1977 году Стиг выиграл шведское ралли на Saab 99 EMS, через два года повторил это достижение за рулем Saab 99 Turbo и в очередной раз вошел в историю – ведь это была первая победа на этапе WRC на автомобиле с турбомотором!

Затем пришли 80-е годы с технической революцией, которую устроила Audi, решившая совместить в одной машине полный привод и турбомотор… И на этой волне последовала еще одна яркая вспышка в карьере Стига Бломквиста – швед в 1984 году за рулем легендарной Audi Quattro наконец-то завоевал титул чемпиона мира, а также одержал еще две победы в Швеции (в 1982 и 1984 годах)! В итоге, Стигу до сих пор принадлежат три непобитых, буквально вечных рекорда Swedish Rally: 7 побед (у Бьёрна Вальдегорда и Маркуса Грёнхольма по 5 триумфов); 16 подиумов, включая победы (у Вальдегорда – 9 подиумов); 35 стартов в этой гонке!

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото handbrakeshairpins.com, Porsche, Saab, Audi

04-10-2017 70254
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца