Сыр-бор вокруг нового R4 (часть 1)

Недавнее сообщение о том, что летом 2017 года должен быть запущен проект новой концепции класса R4 с универсальным набором «двигатель-КПП-дифференциалы-тормоза» (который можно установить практически на любой автомобиль по выбору), вызвало весьма оживленную реакцию – от сдержанного оптимизма до явного скептицизма или даже неприятия подобной идеи. При этом все стороны нашли немало серьезных аргументов как в пользу нового класса R4, так и против него… Так как подробной информации до сих пор нет, придется разбираться с тем, что есть.

Предполагается, что класс R4 будет представлять собой «узаконенный» в FIA вариант свободных прототипов с трансмиссией 4WD, которые можно строить на базе различных моделей, но только при соблюдении целого ряда требований соответствующего технического регламента. В любом случае, анархии при подготовке новых машин в стиле «Что хочу, то и творю!» быть не должно – наверняка будут соответствующие ограничения по габаритам, весу, аэродинамике, рестриктору для двигателя и т.д. Тем более, французская фирма ORECA на три года станет единственным официальным производителем и поставщиком базового набора для постройки R4 – единый 1,6-литровый турбомотор, коробка передач, трансмиссия, тормозная система.

Однако к технической стороне нового R4 вернемся позднее, а сейчас попробуем разобраться в той ситуации, которая сложилась сейчас в международной раллийной «классовой» структуре. В целом, ее «хребет» уже почти полностью сформировался и состоит из WRC, R5 (плюс доживающие свой век S2000), N4, R3 и R2. И самым слабым «позвонком» в этой последовательности сейчас является класс N4, формально считающийся «переходным» звеном между моноприводом и высшими дивизионами S2000/R5/WRC. На самом деле же N-групповая техника быстро превращается в вымирающую категорию, особенно на международном уровне.

Еще 10-15 лет назад все было достаточно просто – N4 являлся отличным вариантом для желающих освоить полный привод и в будущем примериться к технике WRC. Конкурентов у этого класса просто не было, выше находился только A8/WRC, а ниже – монопривод всех уровней, вплоть до Super 1600. Большинство команд и экипажей тогда стояли перед простым выбором – если не устраивает «серийный» класс N4, либо оставайся в моноприводе, либо ищи бюджет на аренду/покупку автомобиля WRC и программу стартов. Кроме того, в эпоху «до WRC» еще не было такой гигантской разницы в уровне подготовки между классами N4 и A8…

Кроме того, в прошлом в N-групповой нише очень активно работали Mitsubishi и Subaru, которые каждые два-три года выбрасывали на рынок новые поколения Lancer Evo и Impreza WRX STI – то есть процесс развития и модернизации базовых машин шел полным ходом, причем на промышленном уровне. А что сейчас осталось? В Mitsubishi прекратили производство Lancer Evo, то есть никаких новых поколений не предвидится – теперь раллийный мир просто «добивает» оставшиеся Evo IX/X. В Subaru еще пытаются как-то поддерживать свою линейку Impreza WRX STI, но реальный спрос на новые машины мизерный. Возьмем новую Impreza WRX STI 2015 – сколько таких машин можно увидеть на ралли в Европе? Чтобы пересчитать их, хватит пальцев одной руки… И все опять-таки сводится к «добиванию» старых Impreza WRX STI N14/15/16.

Остается только признать – классический N4 вымирает. Обновления парка практически нет, не считая слабых «шевелений» Subaru, в ближайшие несколько лет срок омологации нынешних поколений Lancer Evo и Impreza WRX STI истечет, после чего оставшиеся машины просто вылетят из всех международных зачетов и будут доживать свой век в национальных сериях (как в формате N4, так и в виде различных «переделок» в местные классы вроде украинского У4000 или польского Open N). Причем заметно, что N-групповая техника все чаще проигрывает более современному и продвинутому моноприводу R2/R3, особенно на асфальтовых трассах.

Если говорить о «старом» R4, то этот класс представлял собой лишь дополнительную форсировку привычного N4 – увеличили мощность двигателя, немного снизили вес, модернизировали подвеску. И все, ровным счетом ничего не изменилось – никаких новых конструкторских решений, тот же класс N4, только с «накачанными мускулами» и на 15-20% дороже. Получается тоскливая картина – N4/R4 топового уровня стоят от 100 до 130-140 тысяч евро, но зачастую мало в чем превосходят современные R3 или даже R2 (цена 60-90 тысяч евро). По большому счету, у FIA выбор невелик – подождать, когда N4/R4 умрут естественным путем, и забыть о них навсегда, либо придумать новый класс, который мог бы как-то вписаться между R3 и R5.

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото racedepartment.com, allracingcars.com, Leszek Kuśmirek, snaplap.net, Chris Abercarn, motorsport.com

04-10-2017 126
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца