По ступеням новой раллийной пирамиды

Еще полтора месяца назад FIA опубликовала структуру раллийной пирамиды, которая будет действовать с 2022 года – причем как в виде перечня всех основных классов (от «базового» монопривода Rally5 и Rally4 до высшей категории Rally1, она же WRC), так и в виде соответствующих зачетных дивизионов в рамках чемпионатов мира и Европы (таких, как нынешние WRC-2, WRC-3, ERC-2 и т.д.). Первое впечатление – новая пирамида выглядит более упорядоченной и приспособленной к современным реалиям ралли (прежде всего, на уровне WRC и ERC, которые являются основными международными сериями в раллийной структуре FIA). Следует признать, в FIA учли негативный опыт прежних экспериментов (особенно грандиозного провала концепции нового «универсального» класса R4, он же Rally2 Kit) и постарались выстроить новую пирамиду не только под современные тенденции в ралли, но с прицелом на будущее – в первую очередь, под новую категорию Rally3. Итак, как все это должно выглядеть на уровне чемпионатов мира и Европы, начиная с сезона 2022 года?

Начнем с чемпионата мира, который по-прежнему остается основной и единственной международной серией FIA, где могут выступать автомобили высшей категории Rally1 (такое обозначение получат «наследники» нынешних WRC). Наверное, сейчас остается открытым только один вопрос – поскольку с 2022 года категория WRC/Rally1 должна перейти на новый технический регламент (упрощенные шасси и аэродинамический пакет, но с гибридными силовыми установками), что ждет нынешние автомобили WRC третьего поколения (версия 2017-2021 годов)? Их сразу выбросят из чемпионата мира (как это произошло в 2011 году, когда пришли WRC второго поколения с 1,6-литровыми турбомоторами, а прежняя двухлитровая техника оказалась вне закона) или разрешат их передачу частным командам (при условии, что их пилот не входит в список приоритета FIA)? Хотя все равно трудно представить, что нынешние WRC окажутся по карману частникам – в лучшем случае, могут попробовать подтянуться разве что Adapta Motorsport Мадса Остберга или Jipocar Мартина Прокопа…

Полностью перекраивается структура чемпионатов поддержки в WRC – прежде всего, будет ликвидирован моноприводной Junior WRC. Как показали события последних лет, популярность J-WRC давно пошла на спад – большинство юниоров, которые сумели получить солидную финансовую поддержку, стараются поскорее пересесть на технику R5/Rally2 и заявиться в дивизионе WRC-2 или WRC-3… С 2022 года для участников на автомобилях R5/Rally2 будет учрежден дивизион WRC-2, с двумя отдельными зачетами – WRC-2 Open (для всех желающих) и WRC-2 Junior (для пилотов не старше 30 лет). В принципе, подобная «перестройка» уже давно напрашивалась – достаточно только взглянуть на турнирные таблицы прошлых лет. Ведь в 2019 году в «частном» дивизионе WRC-2 чемпионом стал 22-летний Пьер-Луи Лубе, а из десяти пилотов в Топ-10 семь были моложе 30 лет. Нечто подобное произошло и в 2020 году в дивизионе WRC-3 (он же переменованный WRC-2) – шесть пилотов в Топ-10 моложе 30 лет, чемпионский титул завоевал 26-летний Яри Хуттунен…

Вместо Junior WRC должен прийти опять-таки двойной дивизион WRC-3, для техники нового класса Rally3 – с отдельными зачетами WRC-3 Open (для всех) и WRC-2 Junior (для пилотов не старше 29 лет). Здесь FIA оказалась на высоте и заслуживает высшей оценки – еще только готовился к омологации Ford Fiesta Rally3, а международная федерация заранее позаботилась о создании отдельного зачета для этой техники. То есть удалось избежать повторения глупейшей ошибки с классом R4, когда отсутствие отдельного международного зачета для техники этой категории напрочь убило интерес потенциальных покупателей – они просто не видели смысла покупать довольно дорогие R4 только для того, чтобы потом выступать в одном зачете с R5/Rally2 и гарантированно терпеть поражения от таких «одноклассников»… Результат налицо – за два с половиной года было заказано и подготовлено лишь полтора десятка машин. Это при том, что за этот же промежуток времени количество гораздо более дорогих новых автомобилей R5/Rally2 исчислялось даже не десятками, а сотнями!

Все эти изменения в чемпионате мира привели к тому, что была окончательно «смещена» шкала дивизионов в ERC. Во-первых, европейский чемпионат должен стать главной серией для международного монопривода – с этой целью был учрежден двойной дивизион ERC4 для техники Rally5 и Rally4, с зачетами ERC4 Open (для всех) и ERC4 Junior (он же переименованный ERC3 Junior для пилотов не старше 27 лет). Во-вторых, здесь тоже предусмотрена отдельная ниша для участников на технике Rally3 – со всеобщим зачетом ERC3 Open и молодежным ERC3 Junior (не старше 28 лет). Немалый интерес вызвала еще одна деталь – с 2022 года будет ликвидирован зачет ERC2, выделенный для техники Production, RGT и R4 (с этого момента участники на этих автомобилях будут выступать в чемпионате Европы только в абсолютном зачете)… Остается только признать очевидный факт – в FIA поставили крест на этих трех категориях (Production банально «вымирает», у RGT и R4 популярность минимальная) и просто стараются окончательно выжить их с международного уровня.

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото Toyota/McKlein, Skoda Motorsport, Taneli Niinimäki, Peugeot Sport

16-04-2021 104311
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца