Вопрос года: каковы дальнейшие последствия?

В последние недели в автоспортивных кругах преимущественно гуляют бесконечные подсчеты на одну и ту же тему – сколько различных соревнований на всех уровнях уже успели перенести или отменить. Что, в свою очередь, порождает новый вопрос – когда завершится этот глобальный «паралич» и начнется возвращение к привычному ритму жизни? Однако сейчас уже начинают задумываться над гораздо более важным вопросом – какими окажутся долгосрочные последствия подобной «коронавирусной блокировки» для всего автоспорта и для ралли в частности? Например, шеф Hyundai Motorsport Андреа Адамо по этому поводу высказался самым недвусмысленным образом – как бы плохо ни было сейчас, сезон 2021 года все-таки окажется намного хуже нынешнего. Причина простая – из-за последующего глобального экономического кризиса финансовый поток резко пересохнет. Разумеется, ударит не только по ралли – например, в Формуле-1 уже начали проскакивать туманные намеки, что в нынешней ситуации чемпионат вполне может потерять от двух до четырех команд…

Если подобный удар может получить высшая лига мирового автоспорта (Формула-1, WRC и другие серии подобного ранга), то чего ждать на различных региональных и национальных уровнях? Нынешний кризис из-за пандемии коронавируса очень сильно отличается от всех прежних, которые были чисто экономическими – если в прошлом происходило лишь сокращение объемов работы (и соответствующего финансирования), то сейчас произошла практически полная остановка почти всех видов деятельности. Заводские команды еще в состоянии перевести хотя бы какую-то часть сотрудников на удаленный режим работы – в первую очередь, это конструкторские бюро, которые могут сосредоточиться исключительно на проектных работах. А вот почти для всех частных компаний (вроде бельгийских SXM Compétition и BMA, чешских Kresta Racing и H-Racing, австрийской BRR и т.д.), которые в основном приобретают гоночную технику для ее обслуживания и сдачи в аренду, наступают по-настоящему тяжелые времена – ведь вся спортивная жизнь остановлена полностью.

Многие частные команды и экипажи тоже не скоро вернутся к прежним объемам своих раллийных программ – резко сократятся как спонсорские бюджеты (партнеров кризис тоже зацепит не на шутку), так и собственные финансовые ресурсы. Скорее всего, в ближайшие год-полтора резко сократится рынок новой техники класса R5 – в режиме жесткой экономии большинство частных команд и компаний вряд ли станут часто обновлять свой технический парк, как это было раньше (особенно с учетом насыщения нынешнего раллийного рынка, на который за семь лет было выброшено более восьми сотен автомобилей R5)… Так что у «Большой пятерки», то есть Skoda Motorsport, M-Sport Ford, Hyundai Motorsport, Citroen Racing, VW Motorsport, которым принадлежат почти 90% рынка техники R5, уже начались непростые времена – количество заказов новых автомобилей этого класса сразу и резко снизится (возможно, часть клиентов даже отменит свои предварительные заказы, сделанные еще до пандемии коронавируса). В любом случае, спада в этой нише не избежать…

Не будем забывать, что сейчас в ралли есть два «опорных» класса, которые обычно обеспечивают большую часть участников в международных зачетах – то есть полноприводной R5 и переднеприводной R2. Конечно, по моноприводу кризис тоже чувствительно ударит, но после падения он поднимется намного быстрее – хотя бы потому, что R2 минимум в три раза дешевле R5… Тут в выигрыше может оказаться M-Sport, который уже несколько лет назад успел окончательно перейти на турбированную технику класса R2T – он может спокойно продолжить производство нынешних 200-сильных Ford Fiesta R2T19, добавить к ним новый Ford Fiesta Rally 4 (210 л.с.) плюс наладить выпуск кит-наборов для переоборудования R2T19 в версию Rally 4. В более сложной ситуации окажется Peugeot Sport, который сейчас застрял в «точке перехода» от атмосферных Peugeot 208 R2 к турбированным Peugeot 208 Rally 4, но спрос на французскую технику со временем тоже может начать свой рост. Не исключен следующий вариант – на период кризиса часть национальных чемпионатов могут вывести из игры полный привод и номинировать на получение очков только технику 2WD (британский сценарий 1995-1999 и 2012-2014 годов). При успешном подходе к делу это может резко поднять спрос на R2 и Rally 4…

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото Red Bull, Skoda Motorsport, Stanislav Kučera, Bitto Zsolt

06-04-2020 15546
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца