Вопросы формата чемпионата…

Во многих национальных и международных раллийных сериях организаторы стараются как-то выровнять шансы участников, и сохранить при этом интригу. Самый распространенный вариант – при подведении итогов сезона отбрасывают один, два или даже три худших результата (в зависимости от общего количества этапов в календаре)… В той или иной форме этот принцип работает в WRC-2, WRC-3, ERC, а также в большинстве национальных чемпионатов. Но при этом подходе порой возникают «подводные камни», когда явный фаворит выигрывает несколько этапов подряд – и при любом раскладе досрочно выигрывает титул. Нечто подобное недавно можно было наблюдать в чемпионатах Украины (Александр Салюк в 2020 году выиграл четыре этапа подряд и на финальный раунд прибыл уже чемпионом) или Румынии (когда Симоне Темпестини не допускает ошибок и не пропускает гонки, выиграть у него по итогам сезона почти невозможно)… Поэтому в некоторых чемпионатах стараются добавить разные «фишки», чтобы как-то сохранить интригу до финиша сезона.

Довольно часто встречается вариант, когда какое-то количество этапов в календаре (или финальный раунд) получает повышающий коэффициент – подобное практикуется в Латвии, Литве, Польше, Италии, Румынии, Финляндии… В Швеции этот вопрос решили следующим образом – экипаж, который хоть раз выступил на одном из предыдущих этапов, в случае старта на финальном раунде автоматически получал «премию» в размере 10 дополнительных очков (просто за сам факт выступления в финале). Есть и более изощренные способы добавить интриги в чемпионат – например, принцип «джокера», когда экипаж на одном из этапов может получить в полтора или два раза больше очков (37,5 или 50 очков за победу вместо обычных 25). Такая «фишка» недавно существовала в Великобритании, сейчас действует в Швеции… Правда, в настоящее время эта концепция не слишком подходит – во всяком случае, в условиях коронавирусного кризиса, когда никто не знает, сколько этапов состоится в течение сезона и успеет ли экипаж воспользоваться своим «джокером».

Какие из этих методов «подогрева» интриги могли бы пригодиться в чемпионате Украины? Похоже, самым подходящим вариантом в наших условиях остается высший коэффициент (как в Латвии, Литве, Финляндии) или бонусные очки за участие (шведский формат) на финальном этапе – перспектива получить в полтора раза больше очков или бонус может простимулировать многих… Плюс появляется также дополнительный шанс на внезапный «поворот сюжета», когда именно большее количество очков в финале может изменить ситуацию в общем зачете чемпионата. В принципе, это самый простой и дешевый способ повышения ценности финального раунда, который не требует увеличения дистанции ралли и каких-то дополнительных расходов от организатора/участников. Конечно, существует весьма реальная возможность того, что один особенно быстрый экипаж все равно выиграет четыре-пять этапов подряд – и его текущий отрыв в общем зачете не «ликвидирует» даже высший коэффициент на финальном этапе. Тогда можно попробовать добавить одну «хитрость», которая в свое время довольно успешно работала в чемпионате Новой Зеландии. Это могло бы разнообразить традиционный принцип «Минус один (или два) худший результат по итогам сезона».

«Хитрость» выглядит просто – результат финального этапа в обязательном порядке учитывается по итогам сезона (независимо от того, сколько очков экипаж взял в финале и выступил ли он там). Например, если чемпионат Украины насчитывает шесть раундов, то обычно в общий зачет шли четыре лучших результата (формула 4/6). А с обязательным «зачетным» финалом получаем измененную формулу – «Три лучших раунда из пяти и финал (или 3/5+Ф)». В принципе, это может неплохо работать при количестве этапов от 4 (формула 2/3+Ф) до семи (4/6+Ф). Ценность финального раунда (особенно если добавить и коэффициент 1,5) заметно возрастает – ошибка на нем обойдется намного дороже, чем на каком-либо другом этапе… Слишком сурово? Однако возникает встречный вопрос – стоит ли постоянно упрощать спортивную составляющую чемпионата? Кстати, в регламент первенства можно вставить лишний «предохранитель» на тот случай, если финальный раунд по тем или иным причинам не состоится. Тогда используется традиционная формула «Минус один (или два) худший результат по итогам сезона (в зависимости от количества состоявшихся этапов)».

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото R&G Project, Fredrik Värnebjörk Photography

28-01-2021 47980
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца