Новые R4: упущенные перспективы

Новая концепция класса R4 выглядела перспективной и привлекательной – фактически, могла бы получиться категория Proto, официально утвержденная в FIA, а не только на национальном уровне. Главный плюс таких R4 – максимальная унификация большинства узлов (стандартный аэродинамический пакет, единые двигатель, коробка передач, трансмиссия, элементы подвески) и полная свобода выбора базовой модели. В этом случае отпала бы необходимость в долгой, громоздкой и недешевой омологации той или иной модели автомобиля – от этого выиграли бы как автопроизводители (упрощенная возможность выдвинуть какую-то свою модель в ралли без лишних формальностей), так и многие команды, у которых появляется возможность свободного выбора произвольной марки для своего раллийного автомобиля 4WD (то есть не ограничиваться коротким перечнем моделей, омологированных в FIA). При этом техника R4 благодаря своей относительно невысокой цене (примерно в полтора раза дешевле R5) могла бы большей частью заменить вымирающий класс N4…

Однако спрос на новые R4 вдребезги разнес все ожидания – в настоящий момент подготовлены только восемь автомобилей этой категории (три Fiat MR 500X R4, два Toyota Etios R4, про одному Audi A1 R4, Dacia Sandero R4, Mini Cooper S R4). При этом в ралли задействованы были пять R4 – всего 18 стартов, начиная с ноября 2018 года (один в международном чемпионате Африки). То есть процесс внедрения R4 есть, но идет в каком-то «черепашьем» темпе… Почему так складывается? Причин подобного «торможения» несколько, одна из которых заключается в том, что FIA откровенно опоздала с концепцией унифицированных прототипов – где-то в 2014-2015 годах подобный проект R4 мог бы стать неплохим дополнение к более дорогим R5. Однако за последние четыре года на национальном уровне эта ниша была заполнена различными местными проектами Proto с «начинкой» от Lancer Evo или Impreza WRX (в основном, в Польше и странах Балтии) и аналогами R4 (испанский класс N5, который представляет собой собственную переработку аргентинского Maxi Rally Turbo).

Кроме того, можно упомянуть еще один серьезный просчет при утверждении новой категории R4 – несмотря на то, что этот класс считается «нишевым» (то есть где-то между N4 и R5, с перспективой окончательного вытеснения группы N), какой-либо «ниши» для него на международном уровне не было! Проще говоря, если кто-то заявится на R4 на международном ралли, то такому участнику придется ехать с R5 в одном зачете – с соответствующими шансами на успех. В свое время одна из испанских команд выразила готовность готовить R4 – но при наличии хоть какого-то отдельного зачета для этой категории в WRC и ERC. Менее года назад в FIA спохватились и модернизировали категорию ERC2 в чемпионате Европы – с 2019 года в этом зачете могут выступать экипажи на технике N4, R4 и RGT. Но время было упущено (в том числе также из-за затянувшейся процедуры утверждения технического регламента и омологации кит-набора R4 от ORECA), спрос на технику R4 оказался мизерным – в итоге, за весь год не нашлось ни одного желающего опробовать R4 в зачете ERC2…

За последние полтора-два года не раз приходилось встречать аргумент, что автомобиль R4 слишком дорог (его цена ориентировочно составляет примерно 140-150 тысяч евро), поэтому не в состоянии вытеснить старые N4. Доля правды в этом есть, но все же не стоит забывать о том, что цена машины N4 топ-подготовки достигает 100 тысяч евро – и это не считая расходов на эксплуатацию, которые вряд ли уступают аналогичным расходам для R4 (у этой техники гораздо более высокие технические характеристики по сравнению с N4 плюс козырь в виде секвентальной КПП). Аргумент о слишком высокой цене R4 можно легко парировать одним фактом – гораздо более дорогие R5 (до 250 тысяч евро) уже успели вытеснить группу N почти на всех уровнях. Если как следует заняться подсчетами, то получим потрясающий факт – с 2013 года было выпущено более 850 автомобилей R5 разных марок! При наличии такой колоссальной массы из семи-восьми сотен R5 почти не остается места даже для более дешевых R4… Как уже было сказано выше – в FIA опоздали с концепцией R4. Во всяком случае, самый лучший момент был в 2014-2015 годах – на раллийном рынке было гораздо больше простора для R4…

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото ORECA, Jerome Deskeuvre, rallyeciudaddegranada.es, diariomotor.com

25-09-2019 11834
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца