Новые правила в Эстонии: сплошные вопросы

В раллийном чемпионате Эстонии несколько недель назад произошла небольшая «революция» – с 1 июня в силу вступила новая поправка к техническому регламенту, согласно которой на автомобилях категории WRC в версии не позднее 2016 года можно использовать впускной рестриктор большего диаметра (34 мм вместо «стандарта» FIA в 33 мм). Фактически, речь идет только о WRC второго поколения, то есть с 1,6-литровым турбомотором в версии 2011-2016 годов – автомобили первого поколения (1997-2010 годов, с двухлитровым турбомотором) изначально оснащены рестриктором 34 мм. Как известно, в настоящий момент в чемпионате Эстонии есть только две машины, на которые распространяется новое правило – Mini JCW WRC украинца Валерия Горбаня из Eurolamp WRT и Ford Fiesta RS WRC Георга Гросса из OT Racing, чемпиона 2009, 2013 и 2017 годов. Больше всего в этой истории удивляет, что вдруг решили изменить регламент в середине сезона…

Считается, что WRC с рестриктором, увеличенным до 34 мм, должны сравняться с Proto, которые чаще всего оснащают двухлитровым турбомотором с таким же рестриктором. Такая версия сильно удивила… Во-первых, Proto в большинстве своем построены на базе N-групповых шасси (двигатель и коробка передач от Mitsubishi Lancer Evo) и предназначены скорее для борьбы с техникой класса R5 (именно так считается во всей Европе). Во-вторых, превосходство техники того или иного класса определяется не только мощностью двигателя – надо учитывать также общий уровень подготовки (шасси, коробка передач, дифференциалы, подвеска и т.д.). Для примера можно сравнить автомобили классов N4 и R5 – если бы все решала только мощность мотора, то N-групповой Mitsubishi Lancer Evo (два литра турбо, рестриктор 33 мм) регулярно бы превосходил машины R5, которые оснащены турбомотором объемом 1,6 литра, да еще с рестриктором 32 мм. Но на самом деле все наоборот! Именно поэтому версия об уравнивании WRC и Proto кажется сильно «притянутой за уши»…

Зато последствия таких внезапных поправок в техническом регламенте уже не заставили себя ждать… Прежде всего, мгновенно возникла «расстыковка» между национальными чемпионатами Эстонии и Латвии – при том, что в июле-августе в них запланированы еще два совместных раунда (Rally Estonia и Lõuna-Eesti Ralli). Ведь в Латвии по-прежнему остаются в силе стандарты FIA для техники WRC (то есть требуется рестриктор 33 мм). Недавно в латвийской федерации тоже обсуждался вопрос более свободных правил для WRC, но решили не суетиться со сменой регламента в середине сезона… Итак, сразу возникает проблема у любого экипажа на WRC, который желает выступить в латвийском и эстонском чемпионатах одновременно – либо он ставит рестриктор 34 мм и едет только в чемпионате Эстонии, либо оставляет 33 мм, едет в обоих зачетах, но при этом будет уступать своему «эстонскому» коллеге, который выступает на более «либеральном» WRC.

Ко всему этому следует добавить чисто технические и организационные проблемы, которые возникнут у любой команды. Во-первых, увеличение рестриктора с 33 мм до 34 мм приведет к тому, что двигатель при всех прочих равных условиях будет получать на 6% воздуха больше – то есть его характеристики вырастут. Во-вторых, изменятся параметры почти во всем диапазоне оборотов – сместятся «полка» крутящего момента и пик мощности. Таким образом, под все это надо переписывать программу для электронного блока управления двигателем – обычно сделать это может только фирма, которая занимается подготовкой и ребилдом мотора (для машин Гросса и Горбаня это M-Sport и Prodrive). И не забываем, есть только две базовые программы – для рестриктора 33 мм (версия WRC) и 30/28 мм (версия RRC). Итак, что получаем в итоге? В кратчайшие сроки надо решить целую серию задач – получить новую программу (от официального моториста), обкатать двигатель на стенде, потом провести полноценные тесты модернищзированного автомобиля на трассе. Итог – «ломается» почти вся плановая подготовка, возникают дополнительные затраты времени и финансов…

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото Eurolamp WRT, Krists Andersons, Rando Aav/rally.ee, mcgeehanmotorsport.com

13-06-2018 17266
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца