«Дакар»-2022, мото/квады: время монополий?

В последние пару месяцев (как раз во время «Дакара»-2022 и после него) накопилось немало разнообразной информации, которую следовало как-то разложить по полочкам и прикинуть дальнейшие варианты развития событий в мотоциклетном мире ралли-рейдов… И если в январе многим могло показаться, что единственной существенной переменой стало расширение программы концерна КТМ, который теперь представлен в ралли-рейдах минимум тремя марками (собственно КТМ плюс его дочерние компании Husqvarna и GasGas), то пару дней назад новость об уходе Yamaha из категории мотоциклов мгновенно «раскрошила» вроде бы устойчивую картину! Закономерно, что после таких событий приходится не столько подводить итоги недавнего «Дакара» (где, по большому счету, минимум третий год подряд почти все сводится к противостоянию KTM и Honda), сколько заново складывать большую мозаику, из которой внезапно «выпала» Yamaha. Зато взамен очень активно внедряют испанскую марку GasGas, которая лишь два с половиной года назад стала очередной «дочкой» КТМ.

Больше всего интригует политика концерна КТМ, который вдруг начал перестраивать всю свою программу в ралли-рейдах… Раньше было четкое разделение – высший приоритет у КТМ (австрийская марка стабильно собирает в своем составе максимум лучших пилотов), Husqvarna выполняет задачи «поддержки», выставляет не больше двух заводских пилотов, причем до последнего времени почти все держалось на чилийце Пабло Квинтанилье, который дважды финишировал на подиуме. И тут внезапно начинают активно «раскручивать» GasGas, причем как полный «клон» КТМ – экипировали аналогичными мотоциклами KTM 450 Rally Factory Replica (даже не стали для видимости переименовывать технику), «командировали» двух отличных пилотов, Сэма Сандерленда и Дэниела Сандерса. Выглядит примерно так, если бы Volkswagen AG выставил в ралли заводскую команду Seat Sport, но ее экипажи выступали бы на VW Polo R WRC (даже без попыток нацепить на машины логотип Seat). Пока такое впечатление, что австрийский концерн хочет позиционировать GasGas как свою основную внедорожную марку, а КТМ и Husqvarna понемногу переориентировать на другие «ниши».

Очевидно, KTM AG уже стал настоящим монополистом в мотоциклетной категории ралли-рейдов – все-таки в последние годы на «Дакарах» примерно 70-80% участников выступают на технике марок KTM, Husqvarna и GasGas (есть еще испанская марка Rieju, которая как раз с прошлого года участвует в «Дакаре», но при этом использует опять-таки KTM 450 Rally). И вряд ли кто-то удивится, если через пару лет в ралли-рейдах вдруг появится какая-нибудь китайская марка, которую KTM тоже будет снабжать своими мотоциклами… А пока единственным препятствием на пути КТМ к абсолютной монополии остается Honda – она хоть и проигрывает австрийскому концерну по объему своих клиентских программ (на недавнем «Дакаре»-2022 появились только семь полузаводских и частных пилотов на мотоциклах японской марки), зато может полностью сосредоточить все свои силы на заводской команде (подобный подход принес две победы на «Дакарах» в 2020 и 2021 годах). Даже внезапный прошлогодний уход Кевина Бенавидеса не ослабил хондовцев – взамен они получили Пабло Квинтанилью (чилиец выиграл от этого перехода, а Husqvarna потеряла), который уже финишировал вторым на Honda CRF450 Rally на «Дакаре» и может стать одним из главных фаворитов марафона в следующем году.

А самым заметным событием все же стало недавнее сообщение о том, что Yamaha просто сворачивает свою мотоциклетную программу в ралли-рейдах и прощается с «Дакаром». Похоже, в игре останутся лишь частные пилоты и команды, которые либо попробуют выкупить экс-заводские Yamaha WR450F Rally, либо будут сами готовить клиентские машины на базе серийных внедорожных мотоциклов… Слабым утешением могут стать разве только два факта. Во-первых, японская марка остается монополистом в зачете квадроциклов, где почти все пилоты выступают на ее технике – не случайно на четырнадцати последних «Дакарах» на технике Yamaha были завоеваны 14 побед, 13 вторых и 12 третьих мест! Во-вторых, ямаховцы пообещали, что в дальнейшем планируют сосредоточиться на развитии своих мотовездеходов SSV/UTV. Остается подождать и понаблюдать, что получится из этой анонсированной попытки соперничать с популярными и многочисленными Can-Am… Кроме того, интересно, куда перейдут заводские пилоты Yamaha – Адриен ван Беверен, Росс Бранч, Эндрю Шорт? Не исключено, что уже в течение сезона на этапах чемпионата мира по ралли-рейдам мы увидим их в составах команд второй линии – то есть в Husqvarna, Hero, Sherco или BAS Dakar KTM Racing Team…

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото KTM, GasGas, Honda, Yamaha

Новости и комментарии из мира ралли-рейдов на Telegram-каналах
https://t.me/crosscountryrallynews
https://t.me/crosscountryrally

22-02-2022 35798
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца