«Дакар»-2022, день 0-6: автомобили

События в автомобильной категории в первую очередь должны были дать ответ на один ключевой вопрос – насколько успешно команды перестроились под требования новой категории Т1+? Не получится ли так, что проверенная годами традиционная техника Т1 (в первую очередь Mini JCW Buggy, Mini JCW Rally, а также багги Peugeot 2008/3008 DKR, Optimus MD Rallye, Century CR6) может выйти на первые роли просто за счет своей надежности? Довольно быстро выяснилось, что по-настоящему серьезных проблем с надежностью у новых Т1+ пока не наблюдается (если не считать постоянных неприятностей у гибридных Audi RS Q e-tron) – в течение недели только однажды экипажу на технике предыдущего поколения удалось финишировать в Топ-3, когда на прологе Брайан Барагванат на багги Century CR6 показал третье время… Особенно интересно следить за темпом клиентских Toyota Hilux Overdrive T1+ (глубокая модернизация прежних Hilux Overdrive T1 c пятилитровым атмосферным V8), когда сразу два экипажа на них успешно заехали в Топ-5 – все-таки тестовые старты на этапах Кубка мира так и не показали истинные возможности новых прототипов…

По итогам первой половины «Дакара»-2022 пока заметное преимущество на стороне Toyota – и новейшие заводские Toyota GR DKR Hilux T1+ (с 3,5-литровым турбомотором V6), и клиентские Toyota Hilux Overdrive T1+ (с привычными атмосферными V8 5,0 л) в основном демонстрируют отличную скорость и надежность. Результат налицо – после пролога и шести спецучастков в Топ-5 устроились по два экипажа на Toyota GR DKR Hilux T1+ и Toyota Hilux Overdrive T1+. Причем преимущество Нассера Аль-Аттии действительно впечатляет – не так часто бывает, чтобы ко дню отдыха отрыв лидера составлял почти 50 минут! Однако не обошлось без солидной «ложки дегтя», поскольку тойотовцы сейчас лидируют не только в общем зачете марафона, но и в неофициальной номинации «Производство скандалов на трассе и вне нее»… Достаточно вспомнить историю с Аль-Аттией, который проехал второй этап с отключенным регистратором данных (включая информацию о давлении турбонаддува). Команде Toyota Gazoo Racing SA и катарцу действительно повезло – судьи ограничились штрафом в 5000 евро и отложенной дисквалификацией Аль-Аттии до 14 января (проще говоря, если до финиша «Дакара» подобное повторится, то Нассера автоматически снимут с гонки).

Но особенно «отличился» Гиниэль де Вильерс, который два дня подряд попадал в серьезные инциденты с мотоциклистами – на первом этапе сбил чилийца Сесара Сумарана (к счастью, все произошло на невысокой скорости), а на следующем допе при форсировании дюны «проехался» по упавшему мотоциклу марокканца Мохамедсайда Аулада Али (гонщик успел отбежать в сторону). При этом в обоих случаях южноафриканец не остановился для оценки ситуации и возможной помощи пострадавшему… За первый инцидент де Вильерс получил пять минут штрафа, а за второй судьи добавили ему еще пять часов. Но позднее больший штраф был отменен – команда доказала, что происшествия невозможно было избежать, так как между подачей сигнала тревоги Sentinel и столкновением прошли буквально пара секунд. Эта история вызвала противоречивую реакцию, от спокойствия до резкого неприятия – какой-то общей единодушной оценки не было. Но, даже не углубляясь в дебри спортивной юриспруденции, приходится признать – заводским командам обычно часто прощают то, за что «частник» получил бы мгновенную дисквалификацию… Доказано недавними эпизодами в чемпионате мира по ралли, когда топ-команды отделывались лишь денежными штрафами либо отложенными дисквалификациями за серьезные нарушения, которые тянули на большую пенализацию или даже снятие.

Однако вернемся к ситуации в общем зачете, где постепенно у всех складывается вопрос – а кто в состоянии сейчас побороться с тойотовцами за победу? Пока остается возлагать надежды на Bahrain Raid Xtreme (BRX), чьи обновленные Prodrive BRX Hunter T1+ периодически демонстрируют отличную скорость – Себастьян Лёб воюет за подиум с тойотовцами Язидом Аль-Раджи и Гиниэлем де Вильерсом, а Орландо Терранова вышел на восьмую позицию (оба экипажа BRX успели выиграть по спецучастку). А вот Хоан Нани Рома уже вне игры – переворот на четвертом этапе, повреждения машины, большие потери времени плюс 30 часов «балласта»… Тем временем новая топ-команда, то есть Audi Q Motorsport, заставила всех внимательно присмотреться к ее результатам – даже серия проблем с техникой (в основном с подвеской, особенно у Стефана Петеранселя) и навигацией (стоили Карлосу Сайнсу и Маттиасу Экстрёму полутора-двух часов отставания) не смогли скрыть высокого потенциала гибридных «тепловозов» Audi RS Q e-tron. Все же на их счету выигранный спецучасток (Карлос Сайнс на третьем этапе) и пять финишей в Топ-3! Уже сейчас следует быть готовым к тому, что Audi Q Motorsport вполне способна через год-два стать первым в истории «гибридным» победителем «Дакара»…

Несмотря на заметное превосходство новых Т1+ (причем как заводских, таки клиентских вроде Toyota Hilux Overdrive T1+ или Ford Raptor RS CC T1+ Мартина Прокопа), частники на проверенных прототипах Т1 не сдаются – сразу три из них держатся в Топ-10 (Якуб Пшигоньски и Себастьян Альперн на Mini JCW Buggy плюс Владимир Васильев на BMW X5 CC). Если же немного отвлечься от событий на высшем уровне и внимательно присмотреться ко второму десятку, то можно разглядеть интересную картину – на позициях с 11-й по 20-ю можно увидеть сразу семь экипажей на заднеприводных багги (четыре Century CR6, два Optimus MD Rallye, один Peugeot 3008 DKR)! И у всей этой компании есть реальный шанс при возможности аккуратно «просочиться» в Топ-10 – особенно если в группе лидеров события вдруг выйдут из-под контроля. Кроме того, группировку багги немного «разбавили» три полноприводных участника – литовец Вайдотас Жала на Mini JCW Rally намерен улучшить свой личный рекорд на «Дакарах» (12-е место в 2019 году), швед Маттиас Экстрём за рулем Audi RS Q e-tron намерен принести «Четырем кольцам» финиш в Топ-10 в дебютном старте, южноафриканец Шамир Вариава на заводском Toyota GR DKR Hilux T1+ всю неделю аккуратно, шаг за шагом, поднимается в турнирной таблице… Так что спокойной жизни в ближайшую неделю не стоит ждать.

Автомобили, после шести дней
1. Аль-Аттия/Бомель (Q/AND, Toyota GR DKR Hilux T1+) 20:37.24
2. Аль-Раджи/Орр (SA/GB, Toyota Hilux Overdrive T1+) +48.54
3. Лёб/Люркуэн (F, Prodrive BRX Hunter T1+) +50.25
4. Де Вильерс/Мерфи (ZA, Toyota GR DKR Hilux T1+) +51.56
5. Альварес/Монлеон (RA, Toyota Hilux Overdrive T1+) +1:06.58
6. Пшигоньски/Готтшальк (PL/D, Mini JCW Buggy) +1:16.25
7. Васильев/Уперенко (RUS, BMW X5 CC) +1:22.08
8. Терранова/Оливерас (E, Prodrive BRX Hunter T1+) +1:24.00
9. Прокоп/Хытка (CZ, Ford Raptor RS CC T1+) +1:30.30
10. Альперн/Грауэ (RA, Mini JCW Buggy) +1:42.25

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото eurol.com, A.S.O./J.Delfosse/DPPI, Red Bull Content Pool, AFP, X-raid

Новости и комментарии с “Дакара”-2022 на Telegram-каналах
https://t.me/crosscountryrallynews
https://t.me/crosscountryrally

08-01-2022 55517
Сайт Rally.ua 2022 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца