«Дакар»-2021, автомобили: сплошные вопросы

Автомобильный зачет на недавнем «Дакаре» вроде бы не принес никаких заметных сюрпризов. Уже много лет продолжает противостояние основных концепций – турбодизель против большого атмосферного бензинового двигателя, задний привод против полного… И сейчас перевес в этой битве на стороне X-raid Team, которая довела до совершенства свой прототип заднеприводного турбодизельного Mini John Cooper Work Buggy – уже второй год подряд команда Свена Квандта усилиями Стефана Петеранселя и Карлоса Сайнса забирает себе «золото» и «бронзу». Единственной силой, которая в состоянии как-то противостоять дизельным багги, пока остается Toyota Gazoo Racing – причем, судя по всему, не столько благодаря возможностям полноприводного пикапа Toyota Hilux с большим атмосферным бензиновым двигателем V8, сколько усилиям Нассера Аль-Аттии… Но сейчас приходится все чаще заглядывать в будущее, так как с 2023 года картина в зачете автомобилей может измениться самым радикальным образом. Кто первым успеет успешно перестроиться под новые реалии?

Разумеется, речь идет о постановлении FIA годичной давности, согласно которому с 2023 года в ралли-рейдах техника высшей категории Т1 должна быть только с полным приводом. По идее, тотального запрета багги с задним приводом не произойдет, но ведущие экипажи из списка приоритета FIA стартовать на них уже не смогут… И уже сейчас стоит задаться некоторыми вопросами. Как будет выглядеть автомобильный канал на «Дакаре» (и вообще на различных международных ралли-рейдах) через два года? Удастся ли компенсировать потерю большого отряда багги притоком новой техники с полным приводом? Что будут делать те команды и компании, которые много лет занимались проектированием и подготовкой багги для ралли-рейдов – вроде MD Rallye Sport, SMG или Century? Не факт, что они осилят собственные проекты полноприводных прототипов – в лучшем случае, перейдут на подготовку техники на базе серийных автомобилей Toyota Hilux, Nissan Navarra, Ford F150… Кроме того, может резко провалиться спрос на проверенные бензиновые двигатели Chevrolet V8, которые уже много лет являются популярным базовым силовым агрегатом для различных проектов багги.

Сейчас ведущие команды не торопятся с публикацией своих планов на ближайшие годы, поэтому приходится лишь строить версии о том, как изменится соотношение сил в будущем. Пока в лучшем положении находится Toyota – ей нечего менять в своей концепции, японская марка может спокойно дальше совершенствовать Hilux с 5-литровым бензиновым двигателем V8 (объективно, автомобиль сейчас является лучшим в полноприводной категории). В X-raid Team придется перестраиваться – их Mini JCW Buggy осталось меньше двух лет активной жизни. Придется либо снова сделать ставку на Mini JCW Rally (это будет небольшой шаг назад), либо на базе багги разработать версию с полным приводом. Но многое зависит от того, что для Свена Квандта будет иметь высший приоритет – успехи X-raid Team или новый проект Q Motorsport с Audi (прототип с комбинированной силовой установкой). Есть шанс получить третьего игрока, способного побороться за победу на «Дакаре» – BRX (Bahrain Raid Xtreme) с прототипом Prodrive Hunter, который прекрасно вписывается в будущий формат Т1 (полный привод, бензиновый турбомотор Ford EcoBoost объемом 3,5 л и мощностью около 400 л.с.).

Другой вопрос – удастся ли в ближайшее время уравнять дизельную и бензиновую технику? Статистика пока говорит о полном превосходстве дизелей – в 2009-2021 годах экипажи на автомобилях с турбодизелями выиграли 12 «Дакаров» (только в 2019 году Нассер Аль-Аттия победил на бензиновой Toyota Hilux) и 17 раз финишировали на подиуме (9 подиумов у «бензинщиков»). Но сейчас «дизельная экспансия» держится только на X-raid Team, поэтому многое зависит от того, сумеет ли команда предложить более совершенную версию Mini JCW Rally, который ни в чем не будет уступать Toyota Hilux и Prodrive Hunter. Других команд, готовых работать в дизельном направлении, в ралли-рейдах не видно – Volkswagen Motorsport и Peugeot Sport эту тему для себя уже закрыли… У Toyota в ее гамме двигателей нет подходящего турбодизеля с шестью цилиндрами и объемом 3-3,5 л – есть только рядные «четверки» KD (2,5-3,0 л) и GB (2,4-2,8 л), рядная «шестерка» HD 4,2 л. Небольшим командам без заводской поддержки, похоже, вряд ли под силу подготовить мощный эффективный гоночный турбодизель – не случайно почти все подобные проекты держались на X-raid-BMW, VW и Peugeot.

Как было сказано выше, вывод из игры заднеприводных багги сильно ударит по командам, которые делали ставку на такую технику. Последствия могут быть любыми – от массового ухода в Africa ECO Race (скорее всего, Жан-Луи Шлессер не упустит такой возможности и широко распахнет двери для всех баггистов) до их переквалификации, то есть подготовки собственных прототипов 4WD (задача, мягко говоря, не из простых) или перестройки серийных автомобилей до уровня Т1. Зато для некоторых команд, которые уже приобрели солидный опыт подготовки техники Т1 4WD, есть шанс укрепить свои позиции на рынке. Тот же Overdrive Racing, который сейчас работает не только с Toyota, но и с китайской маркой BAIC, или совместный проект Мартина Прокопа и Мирослава Заплетала, уже несколько лет успешно работающих с прототипами на базе пикапов Ford… Можно еще вспомнить South Racing, который уже работал с проектами на базе Toyota Hilux, Nissan Navarra, Ford Ranger, VW Amaroc… В любом случае какие-то изменения на рынке техники Т1 обязательно будут!

© Павел Скобленко/Rally.UA
© Фото BRX, PH Sport, X-raid, Toyota, Facebook (Martin Prokop)

21-02-2021 34933
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца