Ралли Монте-Карло. MINI-победы в МЕГА-гонке

За столетнюю историю Ралли Монте-Карло найдется немало интереснейших воспоминаний. Подумать только – первое в истории ралли провели в 1911 году, когда не то что автоспорт, а автомобилестроение лишь только-только набирало обороты. Сильные мира сего получали возможность передвигаться по миру на четырех колесах, а затем им захотелось узнать, кто же быстрее…

Прогресс в автопромышленности во все времена был стремительным. Главное – машины становились все более доступными для обычных граждан, что давало возможность наблюдать за интересными гонками, в которых принимали участие не только богатые люди, но и талантливые автогонщики. Первым эту стадию пережил кольцевой автоспорт (ему поначалу уделялось заметно больше внимания), а затем автопроизводители начали обращать внимание и на ралли.

В начале второй половины прошлого века список ралли по всему миру можно было пересчитать по пальцам. Тогда многие гонки брали старт в разных городах и лишь на финише гонщики встречались в одной точке. Не было исключением и Ралли Монте-Карло – откуда только гонщики не выезжали к своей финальной цели на Лазурном побережье.

Постепенно на гонку обратили внимание автопроизводители. Новая страничка в истории была открыта в 1960-м году, когда на старте Ралли Монте-Карло появилось сразу шесть заводских Mini Cooper – всего лишь через шесть месяцев после выпуска этой машины! При этом список участников пополнили еще шесть приватных экипажей на британском автомобиле. Впрочем, о конкурентоспособности в дебютный год говорить не приходилось: лучшая пара пилотов Райли/Джонс финишировала лишь на 23-м месте.

Первый успех британской марке пришел в 1963 году. Рауно Аалтонен, “Летающий финн”, оказался на финише третьим в общей классификации и первым в своем классе! А Пэдди Хопкирк стал вторым в том же классе, так что Mini отпраздновал свой первый мини-дубль. Очередь была за общей победой.

Производитель не стал полагаться на случай и сделал все от себя зависящее, чтобы у его гонщиков появились шансы на дебютную победу в “Монте”. Другие заводские команды также не сидели на месте, поэтому обновление техники не просто приветствовалось, а было крайне необходимым.

Так, на старт Ралли Монте-Карло вышел новенький Mini Cooper S. Объем двигателя был увеличен с 997 куб. см. до 1071 куб.см, что дало автомобилю прибавление в мощности (с 56 л.с. до 70 л.с.), выше максимальную скорость (вместо 140 км/час – 160 км/час) и самое главное для серпантинов Альп – разгон до “сотни” упал с 19 сек до 13 сек!

Будущие триумфаторы Пэдди Хопкирк и Хенри Лиддон стартовали с Минска. Экипаж отправился в далекий путь к Реймсу, где собирались все участники, чтобы уже на зачетное время поколесить по Франции и определить сильнейшего в Монако. Дистанция гонки была разнообразной, поэтому многое зависело от того, какие условия лучше подходят тем или иным машинам.

На быстрых дорогах в начале пути преимущество было у Бо Люнгфельда на Ford Falcons. Маслкар давал заметное преимущество шведу, но Хопкирк отставал совсем не намного и – самое главное – его козырем был перевал Коль де Турини, где он должен был отыграть время. Так в итоге и вышло.

Преимуществами Mini на серпантинах были маленькие габариты и передний привод, которые позволяли сравнительно легко справляться с управлением машиной на снегу. А вот Люнгфельду приходилось еще бороться с задним приводом своего Ford. За один этап до финиша Пэдди проигрывал по чистому времени, но вышел вперед по набранным очкам – тогда существовала система компенсаций, которая учитывала вес и мощность автомобилей, и штрафных баллов. Хопкирк проиграл Люнгфельду на треке Гран-при в заключительный день гонки, но остался в лидерах и принес историческую победу Mini.

Через год ирландец на финише был только 26-м, но команда победу не упустила. Её автором на сей раз стал Тимо Мякинен, который умудрился проехать всю дистанцию без единого штрафного балла. То Ралли Монте-Карло запомнилось невероятным количеством снега на трассе, а также повторным проездом по горам в финальный день вместо проезда по центру Монако.

А в 1966 году приключилась одна из самых скандальных историй в мировом ралли. Mini должно было оформить хет-трик благодаря удачной езде Мякинена, Аалтонена и Хопкирка, но все три экипажа дисквалифицировали за несоответствие регламенту фар, установленных на решетке радиатора. В них стояли йодные лампы с единственной нитью накаливания, мощность которых регулировалась сопротивлением. Под штраф попали и многие другие британские экипажи, а победа досталась Паули Тойвонену на Citroen, который по факту на финише был лишь пятым.

Mini пыталось опротестовать итоговые результаты, но в итоге FIA доказала правомерность решения судей. Многие из-за таких действий обрекли гонку на прекращения своего существования, пресса не стеснялась в эпитетах, но все разрешилось. В 1967 году Mini вновь были на старте Ралли Монте-Карло, а Рауно Аалтонен принес марке уже третью победу марке.

Великая история Mini на Ралли Монте-Карло подошла к концу в 1968 году. Против больших автопроизводителей уже не было чего противопоставить, так что “Летающий финн” ограничился лишь третьим местом. Было очевидно, что Mini пережил свой пик в ралли, и никого не удивило решение прекратить выступление в легендарной гонке.

Спустя десятилетия Mini при поддержке Prodrive вернулось в ралли под громкой вывеской “Чемпионат мира”. Марка не могла не появиться на Ралли Монте-Карло, которое в 2012 году также вернуло себе прописку в WRC – Дани Сордо на Mini John Cooper Works WRC финишировал на втором месте. Марка могла вернуть себе и победы, но, к огромному сожалению, проект заводской команды развития не получил и быстро закрылся.

(с) Дмитрий Левчук, Rally.Ua

04-10-2017 2713
Сайт Rally.ua 2017 ©
Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия владельца