"Молодший" подорослішав



Для Себастьєна Ож'є складно було придумати кращий старт сезону: три перемоги на етапах, ще дві — на Power Stage, які принесли йому додаткові шість балів. У підсумку в трьох гонках він набрав 96% від можливих очок. Сигнал простий, як двері — він не просто на шляху до третього чемпіонства, а на шляху побиття рекордів свого «Старшого» ворога — Льоба.


Читать дальше →

..И снова смерть на "Дакаре"..



… За все время проведения ралли-марафона «Дакар» погибло уже более 60 человек. Половина из них — зрители, которые зачастую игнорируют правила безопасности и стоял слишком близко к трассе. Это было всегда.

Цитата из одного фильма о гонке, где наиболее полным ходом раскрыт момент предстоящей опасности:

"… мой сын был в команде в качестве массажиста. Гуляя по зданию, где проводились админпроверки, он фотографировал участников и пребывал в веселом настроении. Заполняя документы, я позвал его — в списке была графа «Адрес и аэропорт, куда доставить тело в случае гибели участника». За несколько секунд мальчишка повзрослел..."

Каждый участник знает, что он идет на огромный риск. Авария, поломка, обезвоживание — в этих условиях организм работает на пределе возможностей, в эти моменты могут проявить все старые травмы и болезни, даже если вы и забыли про такие.

39 летний поляк Михал Херник был найден 40 минут спустя на 206 километре третьего этапа (в 14 км от финиша) без признаков жизни. По неподтвержденной информации, никаких признаков аварии не обнаружено.

Каждый «Дакар» я прошу Бога — может в этот раз без смерти? Но, нет… Дакар по прежнему продолжает забирать жизни…


Кому-то везет — он успевает вызвать помощь, не смотря на горящий байк, гонка для него завершена — потрачено под 100.000$, а «Дакар» для тебя уже финишировал. Обидно, но человек еще не осознал главное — он сохранил жизнь…

Выражаем искренние соболезнования команде, семье и близким польского мотогонщика.

Дакар 2015, первый этап: меньше аналитики!)



Первый день не принес каких любо сюрпризов — все исповедовали тактику «full gas» и умчали по извилистым аргентинским дорожкам вперед. Не повезло только Нани Роме — сломался и никаких разговоров про защиту титула уже и говорить не стоит. Хотя… Сказать честно, титул ему достался незаслуженно, уж простят меня болельщики, так что и защищать его нелогично. Тут есть кому бороться и без Ромы.



Читая первые отчеты по первому этапу, я натыкаюсь на «великие» слова «великих автоспортивных» журналистов, которые в отсутствие других гонок резко переключились на «Дакар». Уж больно они напоминают легендарного Савелия — комментатора на УТ-1, был такой канал. Он комментировал и бокс, и футбол, и баскетбол… Но сказать толком ничего не мог, поскольку "інтернет — то не моє", а жажды к знаниям никогда не было в силу «совковости мозга».

Наши же спецы не выросли в «совке», но амбиции довольно большие — «я же пишу, меня же читают». Отсюда и забавные умозаключения, приведу несколько:

«Пежо явно ошиблось с пилотами»
«Сайнс уже не тот»
«почему Камаз не первый, они же всегда первые»
и прочие интересные фразы…

Хочется сказать одно… Это «Дакар». Это не F1 и даже не WRC, это совсем другая стихия, где не считают секунды на круге. Тут считают дни и cтараются правильно рассчитать силы. Тут ждут ошибок соперника а отставания исчисляются часами. Тут можно час ремонтироваться на трассе и догнать соперника к вечеру. Это другая гонка.

Говорить что Пежо ошиблись — рано. Сайнс на любой машине мог показать «кто тут папа». Сейчас же он едет на болиде, который строился фактически под него — стоит ли говорить о том, что он действительно быстр?

Что-то анализировать по первому дню — глупейшая затея. Первые 30+ участников пришли в 10-минутном интервале. Десять минут! Вы представляете эту колонну одуревших пилотов на финише? Какие тут прогнозы? «Он пришел 30-м… это не показатель для него» — гениальная фраза аналитика, не думающего, что скоро «Дакар» уйдет в пески, где уже начнутся первые проблемы и отставания.

Анализировать что-то можно будет:

-в тот момент, когда бивуак уменьшится хоть немного — хоть какая-то картина уже будет ясна

-когда будут яркие сходы, а такие будут точно, причем кто-то из ТОПовых команд явно наломает дров

А пока — «Дакар» только стартовал и набирает километраж, нас ждут веселые ночи в онлайне и самая ожидаемая гонка года!

Женский взгляд: Артем Хорольский готов ездить везде

С Артемом Хорольским интересно разговаривать, потому что у него столько энергии и желания заниматься ралли, что поневоле этим оптимизмом заражаешься всерьез. У молодого спортсмена большие амбиции (ну, этим, положим, никого не удивить), но еще у него есть готовность идти к своей цели — а это уже стоит нашего с вами внимания.

— Ты решил заниматься спортом потому, что у тебя есть семейная автоспортивная история или у тебя была личная какая-то мотивация?

— Вероятно, в какой-то степени, у меня и выбора даже не было: мой отец присутствовал всегда на соревнованиях либо в качестве организатора, либо участника, а иногда и просто зрителем — я так же всегда посещал их. Ну, и в итоге, какой мальчишка 8-9-ти лет не влюбится в машины и скорость? Хотя, я думаю, тяга была подсознательной, кровной, так сказать.


— Артем, а почему ралли? Можно же выбрать и картинг, и кольцо… не дешевле?
ведь начинать не просто трудно, а ооооочень трудно!


— Скорее всего потому, что ралли очень разнообразно. В ралли есть практически все, что присутствует в том же кольце, кроссе и прочих дисциплинах. Ну, и конечно же, взаимодействие экипажа, понятие которого отсутствует в остальных сериях. А начинать штурманом — даже проще, чем начинать карьеру в картинге или кольце.

— Но, есть и обратная сторона медали — что штурман — это не тот «кайф», что пилот. Это правда?

— Смотря, с кем ездить. В штурманской работе свои радости, у пилота — свои. Когда ты чувствуешь, что пилот тебя на 100% слушает, делает то, что ты ему говоришь, и вы совместно добиваетесь отличного результата, то эмоции от этого процесса просто зашкаливают! Пожалуй, наиболее приятные воспоминания у меня от работы с Дмитрием Беньяминовым. Очень приятно и удобно было ехать с ним.

— Артем, сейчас у нас в стране ралли — дисциплина нестабильная, хотя по-прежнему любимая нами всеми. Как ты хочешь и будешь развиваться и расти?

— В Украине есть как минимум один человек, который при любых условиях хочет и продолжает делать достойные гонки — это Виктор Александрович Шаповалов. Следующий сезон я целюсь проехать в Лиманах. Очень хочется поехать и Чемпионат Украины, но я понимаю, что и мой бюджет, и просто-напросто мой боевой «Таврончик» не готовы к таким нагрузкам…

— А тренировки? Есть ли такие гонщики в Украине, у которых ты бы «пошел учиться»?

— Из-за отсутствия у меня бюджета тренировок… приходиться учиться, анализировать и исправляться на гонке, дома работать по бортовым видео и прочее. Кого-то выделить сложно, поскольку у нас очень много опытных пилотов и тренеров, вероятно, я бы больше всего хотел поработать с Владимиром Петренко. И еще, я все время это вспоминаю, как минувшей весной мне посчастливилось послушать немного «уроков» у Евгения Леонова, которые дали мне неоценимый опыт и пользу!

— Ты молодой спортсмен, и, наверное, у тебя есть амбиции. Но расскажи нам, над какими личными качествами и чертами характера нужно работать, чтобы быть раллистом? Что тебе приходится преодолевать в себе?

Я очень вспыльчив и эмоционален. Не всегда это хорошо! Также очень критичен по отношению к себе. Потому приходится много работать над собой. Это важно. А самое главное качество любого спортсмена, не только раллиста — это целеустремленность и готовность не отступать перед трудностями.

— Давай вернемся к финансовой стороне. Считаешь ли ты, что в ралли надо приходить как можно раньше, пока ты молод? И еще есть страсть и желание? Или уже чуть позже, когда есть бюджет и возможность?

Во сколько бы ты не пришел в этот спорт — нужен бюджет. И чем быстрее ты начинаешь ехать, тем большим он должен быть… Просто пока еще молод — есть желание и возможность вкладывать каждую, а иногда даже и последнюю, копейку. А вообще, честно, — мне без разницы, где ехать. Я хочу и буду продолжать ездить там, где есть возможность. Я очень люблю автоспорт и цепляюсь за любую возможность реализовать себя. Везде.

Ралі Галіція - з вболівальників у штурмани

Сьогодні нашим гостем став знову Сергій Брицький — Сергій вже кілька разів розповідав про свої враження від гонок за кордоном, бо він є вболівальником зі стажем. Але у заліку Кубку Карпат на минулому Ралі Галіція він також виступив штурманом Олега Слезінського. На бойовому Opel Kadett хлопці мали наміри дістатися фінішу та дати відсіч суперникам. Проте…

фото Назар Антонишин
«Чесно скажу, що в нас це ралі трохи не задалося, тому вражень зібралося небагато, надто небагато веселих. Спочатку машина барахлила, електрика щось нас підвела, чи механіки недогледіли, чи що — зараз вже не розбереш — але при сильній трясці живлення банально пропадало.

Якось ми добралися до сервісу, намагалися побороти цю біду, але механіки так і не змогли усунути неполадку. Тому на першому ж допі після перерви ми зійшли, на жаль», — розказує Сергій.

«Відповідно, свою роботу як штурмана я навіть толком не можу оцінити — замало дистанції ми подолали. Ну, хіба що помилок по контрольній карті, чи аварії черезе те, що я погано читав, — то такого не було».

Проте кожний досвід приносить свої дивіденди, так сталося і з нашим екіпажем: «Однак, вдалося зібрати і кілька вражень. Враження такі, що ця гонка складна, дуже якраз вимоглива до техніки, до підвіски. Деякі місця на трасі дуже швидкі, і саме вони, ці місця, — вимогливі до штурмана, щоб вчасно видавти інформацію водієві.

Звісно, у нас були сподівання на вдалий фініш, і з мого боку це означало, що я мав уникати штурманських помилок. У пілота задача стояла поборотися за призи в класі. Ну, на жаль, не вдалося здійснити наші наміри цього разу.
Це ралі! Таке буває, що ж зробиш! Власне, тут багато складових, і кожна з них може зіграти свою роль», — зізнається Сергій.

Екіпаж планує рухатися далі: «Олег (пілот) хоче переробити машину за зиму, то на весну побачимо, які будуть плани. Можливо, наступного року наважимося вже не лише на кубок, а й на ЧУ з ралі».

Бажаємо успіхів нашим постійним читачам та дописувачам і з нетерпінням чекаємо на нові репортажі з трас та кокпітів!

Barum Czech Rally Zl?n - враження вболівальника

Сьогодні про свої враження про Барум Ралі розповідає Сергій Брицький.

Ралі, машинки і тільки.

Зібрався нарешті написати враження, поки ще свіжі, про ралі Барум, або Barum Czech Rally Zl?n, як воно офіційно називається.
Перш за все хотілось би відзначити надзвичайну красоту міста Злін, навколишніх містечок і сіл, і цілого Злінського краю. Краса як нерукотворна природня, так і рукотворна. Все надзвичайно доглянуто, всі дороги, тротуари навіть в найменших селах все в чудовому стані.
Звичайно, що проводити асфальтове ралі в цих краях сам Бог велів. Не хочу навіть порівнювати з 'асйфальтовими' Воротами України. Це болюча тема.


Так званий суперспешіал відбувається в самому Зліні. Так розумію, що зважаючи на минулорічні трагічні випадки (не в Зліні, але все-таки), організатори приклали максимум зусиль, щоб нічого подібного не повторилося. І, водночас, незважаючи на це, що місто перекривається, воно не зупинилося. Ми не зустріли ні корків, ні інших типових проблем, як напр. у Львові під час ЧЄ, коли перекрили пів-міста, бо на стадіоні ЗА містом відбувався футбол.

Глядачі це особлива тема. На суперспешіалі, незважаючи, що траса не коротка, реально знайти місце було неможливо. За оцінками, які я читав, було глядачів понад 20 тисяч. Ну, місцеві окупували всі балкончики, парковки, офіси, де тільки знали місця. Інша поприходили зі своїми розкладними драбинами, міні-риштуваннями та іншими підручними засобами, які покращували оглядовість.
Глядачі всіх вікових категорій. Купа дітей, купа старших людей.
Але, найцікавіше, що й на трасах за містом місце знайти було теж непросто. Глядачів всюди було дуже багато, принаймі вздовж усіх ділянок, де ми були. І це незважаючи на то, що вхід платний (десь 170 грн на всі дні). Видно, що в Чехії знають, що таке ралі, і вміють вболівати.

В свою чергу для них організатори і спортсмени теж віддячилися. Видовище ще то. Що й казати, коли в каналі 122!!! машини. Плюс залік історичних авт, який, як на мене, тішив людей суттєво більше своєю ефектною їздою, а деколи й майже цирковими трюками :)


Хочу відзначити, що відкриття ралі, це справді добре продумане і організоване свято. Починаючи із самого відкриття і до пізнього вечора постійно для глядачів щось їде.
Спочатку це було Гран Прі Бугаті — це показові виступи старих авт. Причому реально старих — в основному це машини 1917-1927 рік. Далі суперспешіал історичних авт. А далі головний канал.
Маленька хитринка від оргів — канал пустили з хвоста. Таким чином 'заставили' глядачів чекати до кінця :)
Ну, і найголовніше — суперспешіал був у форматі карусельки :) Не треба пояснювати, який це фан, коли декілька годин! поруч із тобою щось носиться з інтервалом не більше 5-10 секунд :)

Так що, як підсумок, рекомендую всім наступного року відвідати Злін, і Барум ралі. От тільки невтішні новини якісь ходять, що ЧЄ може виключити з якихось причин це ралі зі списку, але будем надіятися на краще.

Більше фото — тут

Женский взгляд: Алексей Кикирешко намерен радовать болельщиков


Для всех, кто следит за украинскими спортсменами на мировых трассах, нет нужды представлять нашего сегодняшнего героя. Кикирешко (или Кика, как написано на его машине, и как его называют в близком кругу) вот уже третий год стартует в Чемпионате мира. В этот раз, буквально за несколько дней до старта Ралли Финляндии, где Кика стартует на новой машине, нам удалось выяснить ответы на многие интересные вопросы, которых мы не задавали Алексею ранее.

1. Кстати, Леша, а этот псевдоним «Кика» — он появился у тебя только в спорте или раньше?
Намного раньше! у меня довольно длинная фамилия, и люди, которые со мной общаются — а их немало — для кратости и удобства стали сокращать ее до Кика. Так появилось это прозвище, оно меня ни в коем случае не обижает, я даже люблю, когда меня так называют.

2. У тебя совсем неплохо получалось в кольце. Но ты последнее время упорно штурмуешь ралли.
Для того, чтобы переходить из дисциплины в дисциплину, нужно принимать решения осознанно — когда один вид спорта уже становится в большей степени «работой», это начинает приносить тебе меньше удовольствия. И порой чувствуешь, что уже уперся в своем развитии, и нужно для перехода на новый уровень тратить больше времени и сил, а я захотел попробовать ралли. Это, на мой взгляд, сложнее, а значит – и полезнее. В кольце у меня получалось ехать так быстро, как я того хотел, так что я доволен своей кольцевой карьерой, и в ралли я переходил уже с того уровня, когда понимаешь, чего ты добился, и где ты хочешь еще развиваться. Так что мой переход в ралли случился осознанно и логично. И я не жалею об этом! Иногда тянет проехать на Нюрбургринге… Да, такое бывает. А в ралли я пока не достиг своих целей, так что надо работать и работать.

3. Прошлый год в твоем исполнении нам лично, твоим болельщикам в Украинском чемпионате, понравился. А тебе как?
Я очень рад, что смог доставить своим болельщикам радость, показать им красивую и быструю езду, поддерживать своим участием борьбу и зрелищность ралли, особенно, если это национальный чемпионат страны. Когда ты занимаешься чем-то публичным, волей неволей становишься более заметной персоной, и это, с одной стороны, тешит самолюбие, но с другой, — накладывает определенную психологическую нагрузку и ответственность. Хочется не подвести, принести людям радость, ведь порадовать болельщиков, сделать ралли для них еще чуточку интересней и красочней — это очень важная цель, и я рад, что у меня это пусть немного, но получилось. Буду стараться и дальше.

4. Ты часто говоришь – нужно учиться, понимать машину… А кто вообще тебя учит этому? И можно ли освоить науку ралли?
Знаешь, я недавно прочитал, что, чтобы добиться успеха в каком-то деле, настоящего успеха, такого, о котором можно будет уже говорить вслух, нужно потратить 10 000 часов. Это примерно 10 лет упорной работы, если тратить на это дело по 20 часов в неделю. При этом наш мозг начинает работать так, как нужно, и выдавать адекватные и правильные решения. Вот и посчитай, сколько нужно приложить усилий, чтобы добиться каких-то высот. У меня, к сожалению, и по объективным обстоятельствам, и по работе, и по ситуации в стране, такой возможности нет — нужны тесты, много наката, много стартов, опыт и ошибки… А это все время. Но, сама понимаешь, вопросы спорта сейчас у многих вовсе отодвинуты на второй план — посмотри, что творится в стране.

5. Что такое эмоциональная и психологическая составляющая ралли? Это для тебя важно?
Психологическая нагрузка очень существенна, и в ралли существует такое понятие как ментальный тренер – у него есть специальные подходы, как настроить пилота к гонке, над чем ему думать, о чем вообще не задумываться. И, применяя их, можно, в принципе, хорошо настраиваться на правильное психологическое состояние.

6. Где мы тебя и на чем увидим в этом году?
У меня есть сейчас автомобиль MINI, который подготовлен по классу WRC-2, но, конечно же, хочется попробовать и WRC. У меня есть специальный кит-пакет, который превращает мою машину в машину класса WRC, но, нужна — повторюсь — серьезная тестовая программа, чтобы понять, как же на этом WRC ехать, чтобы делать это эффективно. Людей, которые могут это растолковать и объяснить, не так много, они очень заняты, поэтому, пока я не проведу такой подготовительной работы, я буду стартовать по возможности в гонках ЧМ вне зачета WRC-2. Вот в Финляндии выйду на старт на Fiesta. После тестов у меня просто бомбовые впечатления от этого автомобиля! Он очень быстрый, понятный, доставляет столько удовольствия, что я не могу отказаться от шанса попробовать его в «бою».

Женский вгляд: Чумацкий Шлях - мнение болельщика

Гонка в Херсоне является одной из самых известных и действительно заслужила этот статус. Сегодняшним гостем нашего блога стал Артем Зубенко — житель Херсона, болельщик ралли, штурман, фотограф и просто предалнный автоспорту человек. Ему и слово.
Что на твой взгляд делает чумацкий шлях гонкой «всех времен» в украинском чемпионате?

Возраст этой гонки и масштабность событий, которые происходили здесь в разные времена. Это и появление новой техники для нашего чемпионата, и яркие сражения на допах. Все это и не только создает свой колорит, присущий только Чумацкому Шляху.

Какие ее особенности как болельщик ты можешь отметить?

На сегодняшний день – это пыль, жара, определенная компактность и удобство для просмотра. Но я еще хорошо помню допы, которые проходили в лесах за Херсоном. Возможно, для пилотов это был и не лучший вариант, но слышать рев спортивной машины, стоя в глубинке леса – было по-своему завораживающе.

Гордишься своим городом и своим этапом?

Скажем так: хотелось бы, чтобы поводов для гордости было больше.

Что на твой взгляд стоит сделать еще для болельщиков? Как ее развить?

Мне кажется, что основными моментами является хорошая реклама и спецучастки в пределах города. Первое позволит привлечь зрителей, а второе – удержать. В этом отношении показательным был прошлогодний Чумацкий Шлях.

Что в ней ценят спортсмены?

Тут мнения у всех разные: кому-то не очень нравятся закрученные дорожки в карьере, а кто-то наоборот – считает их техничными и ловит кайф от езды по ним.

А ты сам?

Я ценю сложность. В жару очень не просто рулить или читать стенограмму. Такие условия выдвигают дополнительные требования для каждого. Мне это нравится.
Что пожелаешь ЧШ на следующий год?

Быть в календаре Чемпионата Украины и повторить прогресс прошлого года.

Женский взгляд: Сергей Чекан влюблен в Lancia

Для поклонников ралли нет нужды представлять Lancia Delta Integralle – эту раллийную икону всех времен и народов можно встретить на сувенирной продукции, которая расходится по миру миллионными тиражами, на плакатах в гаражах и порой, если очень повезет, на раллийных трассах. Я невероятно фартовая, я видела ее в руках Андрея Александрова. А Сергей Чекан счастлив еще больше – у него есть такая же.

— Сереж, почему Delta? У тебя были разные машины, а тут вдруг – эта. Что случилось?
Потому что она запала мне в душу с первого же раза, когда я увидел ралли. Это произошло в 70-е годы, когда родители меня впервые отправили в пионерский лагерь в тогдашнюю Чехословакию. И вот там наш вожатый нас приобщил к миру авторалли – у нас в Союзе я ничего не знал об автогонках, а там вдруг увидел ралли по ТВ. И тогда Lancia, модель Stratos, выигрывала все и везде, и я просто «заболел» это маркой. Вернулся домой, обклеил все стены плакатами… Следил за всеми гонками, по возможности, у меня было несколько журналов спортивных. Вот как объяснить, что я нашел в дизайне этой машины? Не знаю. Что в ней нашел Джуджаро, который ее создал? Я тоже не знаю! Для меня это машина, сравнимая по красоте разве что только с Audi Quattro, тех же времен.

— Мечтать это одно, а взять и купить боевую машину, это другое. Как ты решился сделать этот шаг.
Нашел я эту машину совершенно случайно, буквально на мусорке. У меня была гражданская Lancia, и я на нее искал-покупал запчасти, и тут заехал однажды на одно СТО под Вышгородом, а там в углу увидел этот голый кузов. При том он был закаркашен! Выяснилось позже, что это была старая машина Петровича Салюка, но тогда я этого не знал еще. Вот я ее и купил и начал восстанавливать. Можешь на минутку представить себе этот объем работы, когда от кузова с какими-то колесами надо полностью построить машину? Сделал ей хороший мотор, турбину, коробку… Когда-то мне казалось, что я еще могу «вынырнуть» из мира авторалли, но теперь я в этом не очень уверен. Я мог бы купить Subaru или Mitsubishi, но тогда это была бы не моя мечта. Вот так я и езжу на своей Lancia.

— Выступаешь ты на ней не очень часто.
Потому что это – опять же – не Subaru и не Mitsubishi. Не могу я зайти в бокс к Петренко или к Ване Романенко и тут же на месте купить какую-то запчасть, которая мне нужна. К тому же все очень дорого – коробка стоит дороже, чем на Mitsubishi Evo X. Я построил машину, которая едет хорошо. А то, что иногда мне говорят «где твои высокие времена», так люди просто не понимают, что невозможно на технике, которой 25 лет (а ей столько!) сражаться с современными автомобилями со всей их электроникой блокировками, … прыгнуть выше головы нельзя. Но получать удовольствие можно.

— А соревноваться приходится с кем?
Это самый сложный вопрос. В нашей стране ни в одной из серий, даже в Лиманах, нет такого класса, в который бы входил такие «ретро» машины. А у нас их наберется в стране штук пять уже. Поэтому мы по всем регламентам проходим в самые мощные классы, а там у нас нет никаких шансов. Нам говорят: подождите, поездите пару лет, посмотрим, наберется ли больше… Но это неправильно, в Европе к такой технике совершенно другое отношение, и там таких машин ездит на порядок больше! Ведь многим они очень нравятся, и люди бы покупали старую технику, занимались бы ей с удовольствием. Но нет условий.

— Так ли важно побеждать? Это же больше история, кайф какой-то, а не спорт.
Побеждать, может, и не так важно, а вот понимать, на каком уровне ты едешь между таких же как ты, равных тебе конкурентов, — это важно. Это же спортивная машина, она привыкла выигрывать.

По материалам www.autosport.com.ua

Женский взгляд: Юрий Кузьминов - штурман и врач

Однажды мы со штурманом Юрием Кузьминовым ехали в одной машине с одной из гонок. Времени на поболтать было предостаточно, и я с удивлением выяснила, что в «мирской» жизни Юра — ассистент кафедры педиатрии Львовского национального медицинского университета. Защитил кандидатскую, и теперь работает в отделении патологии недоношенных новорожденных детей. Он стал одним из спикеров на штурманском семинаре, который прошел в Киеве этой весной, и оказался просто кладезем специальных знаний. Мне же тоже любопытно!

— Юра, говорят, ты явился на семинар полностью подготовленным?
— Ну да, я взял с собой манекен для демонстрации приемов первичной помощи. У меня в целом была такая тема выступления – неотложная медицинская помощь: из чего можно сделать валик, как остановить кровотечение – это общие правила, которые разработаны ассоциацией европейских реаниматологов, так что знать о них полезно. Я создал наглядную презентацию, в которой поэтапно осветил каждый нюанс, на что надо обратить внимание во время гонки и до нее. Особенно акцентировал внимание на предварительной подготовке к гонкам высокого уровня: прочувствовал на себе, как это. Хотя я и занимался своей физподготовкой, но когда я впервые оказался на этапе чемпионата мира, то к четвертому дню гонки почувствовал, ч то дает о себе знать и усталость, и позвоночник…
— Но, говорят, автоспорт – безопасный вид спорта и FIA бдит.
— Конечно, но никто не застрахован от случайностей, и во время семинара я еще раз подчеркнул важность правильной экипировки. Посмотрите на соревнования малых серий: кто в шлепанцах, кто в кедах, кто в комбинезоне без омологации. И я всем стараюсь объяснить, что даже комбинезон с просроченной омологацией будет лучше, чем новый для механиков: возьмите хотя бы защиту от пламени. То же самое – система HANS. У нас, к сожалению, не во всех классах она принята, но травму можно получить и на Таврии, и на Evolution.

— Хорошо, но в нашем ралли не все гонщики обладают сильной физподготовкой!
Не надо быть Кличко и Апполоном, чтобы ездить в национальном чемпионате по ралли, у нас переезды небольшие, и сами спецучастки небольшие. А за границей ты находишься в одном и том же положении в своем кресле очень долго, плюс высокая температура в машине – это тоже физическая нагрузка, а просидеть 45 км в раллийном кресле, потом размяться немного, и опять вперед… Это очень сложно. График такой, что можно ехать шесть спецучастков без сервиса – и это очень выматывает. Хочется выйти, лечь и отгородиться от всего, звуков, разговоров… Об этом я и рассказывал ребятам на семинаре. Во время высоких физических нагрузок важно следить за дыханием – чтобы сохранить хорошее кровообращение и обогащение мозга кислородом. У меня был случай в Кузреме, когда меняли колесо, и я не снял шлем. Потом сломался домкрат и надо было руками дергать эту машину… Я перегрелся, и потом никак не мог прийти в себя. Так на этой задержке мы получили штраф!

— Так что – теперь будешь вести и другие семинары?
— Я знаю, что будет очередной семинар на ближайших выходных, но я не смогу в нем принимать участие — мы с Тарасом Кравченко едем на Ралли Талси. А в будущем – с радостью! Мне понравилось, интересно, я с аудиторией работаю нормально, читаю практические лекции перед студентами, так что в будущем хотел бы принимать участие в таких семинарах и дальше, и затрагивать и другие важные темы.

По материалам www.autosport.com.ua